Юлиан Мигаенко получил взятку. Провокации не было, – экс-начальник отдела внутренней безопасности

Юлиан Мигаенко получил взятку. Провокации не было, – экс-начальник отдела внутренней безопасности
160731 ПЕРЕГЛЯДІВ

Юлиан Мигаенко – это бывший контрразведчик, осужденный за взятку по ч. 2 ст. 362 Уголовного кодекса судами двух инстанций… к пяти годам условно. 

Да, да… при наличии серьезной доказательной базы систематического прессинга крупного бизнесмена Олега Скуфинского, шантажа, вымогательства у него средств, а также получения взяток заместитель начальника межрайотдела СБУ Юлиан Мигаенко вышел почти сухим из воды. Хотя санкции уголовных статей, которые ему вменяли, предусматривают наказание до шести лет лишения воли.   

В данное время с позором уволенный из органов СБУ в 2014 году Юлиан Мигаенко через Верховный Суд Украины добился нового рассмотрения своего дела в апелляционном суде Винницкой области, пытаясь доказать, что имела место провокация взятки. 

В таком случае Юлиан Мигаенко может быть вообще освобожден от наказания и даже восстановлен на службе.  

Интервью с полковником СБУ в запасе, экс-начальником представительства внутренней безопасности управления СБУ в Винницкой области Сергеем Кондратюком проливает свет на некоторые обстоятельства документирования противоправных действий Юлиана Мигаенко, расследования уголовного производства и его осуждения. 

Однако, вместе с тем, оставляет много вопросов к нынешней Фемиде… 

Например, почему из материалов судебного расследования пропали целые эпизоды давления СБУ-шника на бизнесмена? 

Почему суд отсек несколько других статей Уголовного кодекса, которые вменялись Юлиану Мигаенко на этапе досудебного следствия (ст. 15 – покушение на преступление, ст. 190 – мошенничество, ст. 364 – злоупотребление властью или служебным положением)? 

В конце-концов, почему к уголовной ответственности не привлечены предполагаемые подельники майора, ведь он вряд ли мог фабриковать материалы самостоятельно? Как минимум, его прямой начальник полковник Игорь Сосновский должен был понимать, что происходит… Ведь в итоге сфабрикованное Юлианом Мигаенко против бизнесмена Олега Скуфинского уголовное производство было закрыто из-за отсутствия состава преступления… 

– Сергей Николаевич, вы были у истоков нашумевшего в свое время дела о взятке сотруднику СБУ Юлиану Мигаенко. Когда вам стало известно, что контрразведчик систематически вымогает деньги у бизнесмена Олега Скуфинского?

– О том, что Юлиан Мигаенко требует у директора агрокомпании “Агросоюз Поділля” Олега Скуфинского неправомерную выгоду, стало известно в начале 2013 года. 

– В материалах судебного расследования есть информация, что Юлиан Мигаенко подал своему руководству рапорт в управление СБУ в Винницкой области о том, что ему якобы предлагал взятку юрист ООО “Агросоюз Поділля” Руслан Гайворонский. Сейчас в апелляционном суде Винницкой области, куда Верховный Суд отправил на новое рассмотрение производство, Юлиан Мигаенко хочет пристегнуть этот эпизод к тому, что имела место якобы провокация взятки. Мало того, что бывший контрразведчик, на мой взгляд, получил смешной срок, так еще и стремится полностью оправдать себя. Была ли действительно провокация взятки со стороны потерпевшего Олега Скуфинского или со стороны СБУ?

– Никакой провокации взятки не было! Об этом я могу уверенно заявить. 

Касательно рапорта. Ко мне подошел один из сотрудников отдела контрразведывательной защиты экономики, который подал мне рапорт Юлиана Мигаенко на ознакомление, в котором Мигаенко сообщил, что на него выходил юрист Скуфинского Руслан Гайворонский и якобы предлагал ему взятку за то, чтобы закрыть производство, открытое СБУ на Скуфинского. Мигаенко отказался и написал соответствующий рапорт. 

Этот рапорт начальником управления СБУ в Винницкой области был расписан на начальника отдела контрразведывательной защиты экономики Игоря Сосновского с целью принятия мер. Кроме этого, на рапорте стояла резолюция ознакомить с ситуацией меня – начальника представительства внутренней безопасности. Хочу акцентировать внимание на том, что этот рапорт был предоставлен мне примерно через полтора месяца (!) после резолюции начальника управления, хотя по инструкции я должен был с ним ознакомиться безотлагательно. 

– Так что, – можно ли утверждать, что Игорь Сосновский, начальник Юлиана Мигаенко, был в курсе “замута” своего подчиненного?  

– Что кроется за тем, что я получил рапорт с таким нарушением сроков – разгильдяйство или что-то другое, – не могу точно сказать. Далее было установлено, что после написания рапорта никаких противоправных действий со стороны потерпевшего бизнесмена Скуфинского не было. Он никому ничего не предлагал, зато Юлиан Мигаенко систематически вымогал у Скуфинского взятки, что было зафиксировано специальной аппаратурой по решению суда. 

Известно, что Юлиан Мигаенко впоследствии писал заявления в прокуратуру и суд, что в отношении него якобы была провокация взятки. По этому поводу меня допрашивали сотрудники прокуратуры, которым я объяснил ситуацию, и вопрос был снят с повестки дня. 

– Хорошо… Но если предположить, что и имела место провокация взятки со стороны бизнесмена Скуфинского, то почему за этим не последовали оперативные мероприятия с целью проверить Скуфинского и задокументировать попытку передачи взятки доблестному офицеру СБУ? 

– Дело в том, что если бы это была действительно провокация со стороны Скуфинского, а Юлиан Мигаенко был честным сотрудником СБУ, он должен был еще раз обратиться к руководству СБУ, что ему что-то предлагают и пресечь противоправные действия. Но после написания им рапорта все было совершенно наоборот – Мигаенко шантажировал и вымогал деньги у Скуфинского. 

Сначала 30 тысяч долларов, что зафиксировал на диктофон Олег Скуфинский и что слышал его юрист, который дал соответствующие показания в суде. 

А затем и другие суммы. Тогда уже к документированию противоправной деятельности было подключено киевское управление внутренней безопасности СБУ. Главк отслеживал Юлиана Мигаенко под аудио- и видеофиксацию около года. В материалах досудебного расследования фигурируют несколько сумм, которые он вымогал у бизнесмена взамен на закрытие против него уголовного производства, а также предлагал обеспечить “крышу”. Почему руководил операцией Киев? Потому что на местном уровне могла произойти утечка информации. 

– Вам известно про один из эпизодов, когда Мигаенко вымогал у Скуфинского “15 тысяч тонн”, то есть долларов? 

– Да. Это было в машине Скуфинского, которая была начинена оборудованием киевского управления внутренней безопасности.  Также, насколько мне известно, на этих “пленках” зафиксированы предложения Юлиана Мигаенко, который на тот момент уже был заместителем начальника гайсинского межрайонного отдела СБУ, обеспечить “крышу”, то есть содействие в развитии бизнеса Олега Скуфинского в этом районе. Вместе с тем, Мигаенко готов был закрыть уголовное производство против Скуфинского уже не за 30 000 долларов, как требовал раньше, а за 15 000 (как он говорил, “тонн”), которые должны были пойти прокурору Хмельникского района – куда из СБУ для расследования оно было направлено. 

– Теперь, пожалуйста, подробности касательно 2000 долларов, которые Мигаенко требовал у Скуфинского за возврат финансово-хозяйственных документов, которые контрразведчик изъял на предприятии Скуфинского по решению суда в рамках сфабрикованной им контрразведывательной проверки… 

– Управление внутренней безопасности СБУ выдало эти деньги Олегу Ивановичу, чтобы передать контрразведчику взамен на возврат документов, которые он должен был вернуть намного раньше, но не возвращал – не выполнял сроки, установленные судом. Они встретились в машине на вокзале, где произошел обмен денег на незаконно удерживаемые документы. Бизнесмен вручил Мигаенко 1500 долларов вместо 2000. После получения неправомерной выгоды его не арестовали, а продолжали “писать”. 

– Разрабатывалась ли версия, что Юлиан Мигаенко работал не один, а в составе организованной преступной группы? Ведь его начальство понимало, что материалы контрразведывательной проверки против Скуфинского были сфабрикованы… А может, было в доле? А может, эти сотрудники СБУ и сейчас продолжают “кошмарить” винницкий бизнес?

– Конечно, такая версия разрабатывалась. Но прямых доказательств, которые могли быть использованы на следствии и в суде, получено не было. 

– Меня кое-что сильно смутило. В судебные материалы попали только копии некоторых аудио- и видеозаписей, на которых Мигаенко вымогает и получает взятки. Поэтому некоторые из них в суде не были признаны как доказательство. В итоге Мигаенко получил аж 5 лет условно по двум статьям Уголовного кодекса, а в начале ему инкриминировалось целых пять… 

– Я не могу с точностью ответить на этот вопрос, потому что когда материалы были переданы в суд, я уже был на пенсии. 

– Тогда я вам расскажу, что из материалов судебного следствия вообще исчез эпизод того, как Мигаенко получил очередные 1000 долларов. Именно после их получения его задержали сотрудники Альфы и прокуратуры. Не потому ли сейчас мы наблюдаем его линию защиты, которая заключается в том, чтобы апелляционный суд вообще освободил его от наказания из-за якобы провокации взятки? 

– Для меня тоже удивительно, что из материалов выпал зафиксированный на носители разговор, когда они ехали из Гайсина в Немиров, когда Мигаенко в очередной раз прессовал Скуфинского… Как и то, что Юлиан Мигаенко дважды получал взятки, но осужден был только по одной… 

– Дайте, пожалуйста, совет, что делать, если правоохранитель, наделенный полномочиями государством защищать интересы граждан, вымогает взятку. 

– Я неоднократно сталкивался с таким явлением, что люди боялись документировать криминал со стороны правоохранителей и идти дальше в суд.   

Но если все будут так поступать, мы будем плодить нечисть. Поэтому нам нужно менять мышление, а государству – обеспечить объективность расследования и справедливость приговора.  

Пример бизнесмена Олега Скуфинского показателен, когда нужно идти до конца, чтобы виновный понес заслуженное наказание. 

***

После вылета со спецслужбы Юлиан Мигаенко успел “наследить” на нескольких государственных и коммунальных предприятиях Виннитчины. Например, в этом материале подробно рассказывается о том, как бывший СБУ-шник защищал в суде интересы спиртовой мафии

 Артем Лихой

persona.top

Теги: Мигаенко СБУ,Юлиан Мигаенко,Олег Скуфинский,Игорь Сосновский,взятка,СБУ Винница,ООО “Агросоюз Поділля”,Руслан Гайворонский,Тростянецкий спиртовый завод
ПРЯМИЙ ЕФІР