"Скандальный багаж": Михаил Добкин - чем известен кандидат в мэры Харькова
История с присвоением средств госбюджета в особо крупных размерах дополнила коллекцию коррупционных скандалов, которые сопровождают карьеру политика
У Михаила Добкина репутация вполне комического персонажа – многим известно видео, на котором он не мог пересказать полстраницы текста без ошибок, агитационный ролик для харьковских выборов с Дарницким мостом в Киеве, его беготня по всем возможным выборам с неизбежным фиаско в результате... Но попыток он не оставляет, так как возможность распоряжаться бюджетными средствами и государственным и городским имуществом равна особняку в природоохранной зоне, коллекции мотоциклов, винному погребу и многим другим вещам, к которым Михаил Добкин уже привык.
24 сентября СМИ опубликовали новости об обысках на Владимир-Волынской птицефабрике, которая принадлежит семье кандидата в мэры Харькова Михаила Добкина. Киевская городская прокуратура совместно с Департаментом стратегических расследований Нацполиции обвинила должностных лиц предприятия в хищении бюджетных средств на сумму более 34 млн гривен. В результате 10 одновременно проведенных обысков следователи обнаружили более 16 миллионов гривен и финансовые документы, которые могут свидетельствовать о масштабе и характере злоупотреблений. По мнению следствия, должностные лица компании семьи Добкина подали сфальсифицированные документы для получения компенсации за счет государственного бюджета.
Компенсация была предоставлена на возмещение расходов на развитие животноводства –птицефабрика должна была запустить цех переработки отходов производства, но на момент обысков оборудование для цеха даже не было ввезено в Украину. Средства, выделенные из госбюджета, просто присвоили, как говорится в заявлении прокуратуры.
На следующий день на птицефабрике подтвердили проведение обысков на предприятии. Действия правоохранителей там назвали «попыткой давления на бизнес и незаконным изъятием средств из кассы предприятия» (напомним, что следователи обнаружили более 16 миллионов гривен наличными) и «грязными политическими манипуляциями». Как отмечалось в заявлении пресс-службы птицефабрики, следственные действия были проведены еще 20 сентября, но до появления пресс-релиза прокуратуры (опубликованного 24 сентября) и новостей в СМИ об обысках там не спешили с громкими заявлениями, вообще никак не комментировали ситуацию и не пытались привлечь внимание прессы к событиям, которые в дальнейшем назвали «давлением на бизнес».
История с присвоением средств госбюджета в особо крупных размерах дополнила коллекцию коррупционных скандалов, которые сопровождают политическую карьеру Михаила Добкина. Одним из самых громких был скандал с так называемой кооперативной схемой, в котором Добкину таки объявили подозрение за незаконное присвоение более 75 гектаров земли в Харькове на сумму более 240 миллионов гривен. Добкину даже избрали меру пресечения в виде ареста на 60 дней и назначили залог в размере 150 миллионов гривен (впоследствии уменьшили до 50 млн грн). Однако до СИЗО Михаил Маркович не доехал – нашлись деньги на залог. Хотя дело уже несколько лет назад передали в суд, никаких результатов до сих пор нет – заседания постоянно откладывали из-за отсутствия подозреваемых или их представителей, а потом еще и карантин помог. Следующее заседание по этому делу назначено на 12 октября в Дзержинском районном суде Харькова, но если учесть, что в деле насчитывается 45 томов, результата вряд ли стоит ожидать в ближайшее время.
Другая – похожая – история из актива Михаила Добкина тоже стала предметом интереса правоохранителей, однако суд не нашел в действиях Добкина состава преступления. Речь идет об особняке Добкина в Старом Салтове на Печенежском водохранилище под Харьковом.
В 2012 году распоряжением Харьковской ОГА, которую тогда Добкин же и возглавлял, ГП «Волчанское лесное хозяйство» обязали передать дачному кооперативу «Вереск» почти 3 гектара леса в аренду на 49 лет. Учредителями этого кооператива являются дочь, жена и теща Михаила Добкина.
Сообщалось, что стоимость 2,85 га земли в природоохранной зоне под Харьковом оценили всего в 14 тысяч долларов. Для ">сравнения, участок площадью всего 550 соток в этом же месте продавали за 650 тысяч долларов. От нормативной денежной оценки земельного участка зависит и стоимость его аренды, которая для Михаила Марковича составляет всего 13 тысяч в год – уже гривен, а не долларов. На вопрос журналистов о причинах такого выгодного для него ценообразования, Михаил Добкин ответил, что у него нет времени на такие мелочи, мол, на носу выборы и у него встречи с избирателями. А потом еще и добавил: «Я стану мэром и наведу порядок». Остается только догадываться, имеет ли он в виду возвращение земель государству, компенсацию разницы между рыночной их стоимостью и стоимостью «для него», или что-то другое.
К слову, участок на Печенежском водохранилище имеет выход к воде, чем и воспользовался кандидат в мэры Харькова, построив для семьи ">домик на воде. А так как законодательством это прямо запрещено, то официально этот домик называется «Плавдача «Теремок» – именно так он внесен в декларацию Добкина.
Вообще, декларация Михаила Добкина – это отдельная история, достойна даже не статьи, а целого сериала, настолько она наполнена. В декларации указано 19 объектов недвижимости, 101 предмет ценного движимого имущества (часы Rolex, Patek Philippe, A. Lange & Sohn, Audemars Piguet, ювелирные украшения, несколько единиц огнестрельного оружия, дореволюционные издания классической литературы, картины, музыкальные инструменты, антикварные изделия и посуда), 19 транспортных средств (автомобили Toyota Land Cruiser 200, Porshe 911 Turbo, Mercedes GL 350, мотоциклы Harley-Davidson, катер), акции уже упомянутой Владимир-Волынской птицефабрики, доли в жилищно-строительных компаниях на десятки миллионов, сбережения на сотни тысяч гривен, долларов и евро... Экономный и бережливый Михаил Маркович не отказывается и от 250 тысяч гривен стипендии, выплачиваемой ему как почетному гражданину Харькова. При этом Михаил Добкин с 2000-х годов работал только в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Например, на его последнем месте работы – нардепом VIII созыва, он за год заработал чуть больше 300 тысяч гривен, чего хватило бы разве что на часы, или оплату коммунальных услуг в его особняке (но это не точно).
А в завершение остается только один вопрос – что возрастет в случае его победы на выборах: благосостояние харьковчан или размер его декларации, как это уже произошло по результатам его пребывания в должности главы Харьковской облгосадминистрации.