ПЕНСИЯ… ПЕНСИЯ - КОТОРОЙ НЕТ
Цивилизованность общества определяется его отношением к детям, старикам и животным.
Благополучие котиков и собак в Украине обеспечивают частные приюты и пожертвования, качество жизни детей напрямую связано с доходами их родителей, а положение стариков ставит нашу страну в один ряд с самыми нищими и преступными режимами глобуса.
Средняя пенсия в Украине составляет 3778,8 гривен в месяц, и это само по себе звучит достаточной издевкой, чтобы прекратить дальнейшее обсуждение.
Сумма месячной платы за предоставление коммунальных услуг составляет (без учета последних подорожаний) 3500-3800 гривен (взяты нормативные расходы на коммунальные услуги одной семьи из трех человек, проживающих в квартире площадью 50 кв.м.) Наступающая зима 2021/2022 годов прогнозировано поднимет эту сумму до нового рокового барьера.
Размер прожиточного минимума minfin.com.ua определяет в 2294 гривны, другой социально-экономический сайт (упоминание запрещено) увеличивает его до 2481 гривны.
Обе суммы являются издевательством над реальностью и здравым смыслом. Названные официальными источниками, они обрекают пенсионеров страны на нищету и вымирание. После арифметических вычислений у пенсионера после оплаты коммунальных услуг остается 270-300 гривен, что представляет собой смертный приговор.
Путинские высказывания о том, что «подсчеты прожиточного минимума составлены с учетом подработок стариков и помощи, получаемой ими от детей» мы оставим на совести бесноватого русского фюрера. Любой украинский политик, который повторит эту лукавую ложь, не просидит в своем кабинете и 12-ти часов.
Курс на евроинтеграцию обрекает Украину на сравнение с цивилизованными странами. Оставляя в стороне королевства Северной Европы, берем для сравнения государства с менее совершенной социальной политикой.
Государственная пенсионная система Испании состоит из двух частей: пенсионных выплат, которые привязаны к доходам и пенсионным взносам получателей, и минимальной пенсии, которая насчитывается гражданам с низкими доходами или без пенсионных взносов. Минимальная пенсия выплачивается с 65 лет и равняется 657,6 евро в месяц для одиноких пенсионеров и 811,4 евро в месяц для пенсионеров, которые имеют на содержании кого-то из родственников.
В Австрии нет минимальной пенсии как таковой, но пенсионеры получают доплату, если сумма валовой (до уплаты налогов) пенсионной выплаты и доходов из других источников остается ниже чем 909,42 евро в месяц (для одного человека) или 1363,52 евро (для семейных пар).
Национальная (не связанная с доходами) пенсия в Греции составляет 364 евро.
В Латвии пенсионные доходы у разных групп населения сильно отличаются.
6,6% жителей страны получают пенсионные выплаты от 100 до 200 евро.
48,2% получает пенсию в размере от 200 до 300 евро. Государственное пенсионное по от 24,4% граждан получают от 300 до 400 евро
7,4% жителей - пенсию от 400 до 500
То, что около 5,1% пожилых людей этой страны ежемесячно получают минимальную пенсию в размере от 80 евро, является национальным позором и постоянным предметом работы правительства Латвии.
В «странах-неудачниках» Европейского Союза, Болгарии и Румынии, минимальные пенсии составляют 489 левов (250 евро) и 1265 лей (255.630 евро).
В Румынии, при этом, благодаря доступным ценам на продукты, пенсионеры могут купить себе почти любую еду.
Цены на продукты в Украине превышают европейские и постоянно дорожают, приговаривая всех, живущих на пенсию, к нищете в самом прямом смысле этого слова.
Говорить об «общей ситуации в стране» неуместно. Руководители Украины в разы и на порядки богаче своих европейских коллег, национальные предприниматели уверенно входят в списки Forbes, декларируя состояния в сотни миллионов долларов.
Рассуждения о низкой эффективности труда и недостаточном качестве продукции также не выдерживают критики. Украинские товары успешно продаются во многих странах мира, а труд украинских аграриев, хирургов и дальнобойщиков ничем не уступает уровню работы их европейских коллег.
У катастрофического положения пенсионеров тот же источник, что и у всей украинской бедности. Это бесконтрольная эксплуатация трудящихся олигархами, тотальное воровство чиновников всех уровней, произвол касты банкиров и присвоение единицами всех природных и промышленных ресурсов страны.
Но граждане трудоспособного возраста, доведенные до отчаяния, могут эмигрировать или выйти на протест, чтобы сменить недееспособный режим. Пенсионеры, которые ограничены в своих возможностях, остаются заложниками ситуации.
Можно вспомнить о нескольких нетипичных системах пенсионного обеспечения, оправдывающих свое существование.
В Японии пенсий, как таковых, нет. Сохранившееся формальное пособие в 200-300 американских долларов не спасает даже от голода. Зная это, работающие японцы в течение всей жизни покупают акции японских и иностранных компаний, создавая, таким образом, собственный «фонд старости».
82% работающих граждан огромного Китая при устройстве на работу обязаны открыть счет в национальном банке и с каждой заработной платы отчислять в него определенную сумму. Пользоваться счетом они могут только по достижении пенсионного возраста, и данная схема, при отсутствии такой громоздкой структуры, как Пенсионный фонд (ПФ), прекрасно обеспечивает ушедшего на покой человека.
Данные примеры приведены чисто теоретически и не применимы в сегодняшней Украине. Для использования японской системы гражданам Украины не хватает инвестиционной культуры, а внедрение китайской делают невозможным недоверие банковской системе и политической власти.
Кроме того, теоретические разработки не спасут от уже наступившего коллапса. Несмотря на высокую смертность и ежегодное сокращение в 200-300 тысяч человек, сегодня в Украине 11 (10 900 000) миллионов пенсионеров.
Каждый четвертый украинец не поставлен на грань выживания, а отодвинут за эту грань. Цифры, приведенные в начале статьи, смягчены, реальность выглядит трагичней.
Сумма, которую придется отдавать, оплачивая коммунальные услуги, равна пенсиям одних людей и превышает пенсии других. Это не что иное, как заложенные в программу государства вымирание и невиданных размеров социальный бунт.
Ради объективности картины следует, пожалуй, сказать, что винить в национальной катастрофе только президента Зеленского и его команду было бы некорректно, тупиковая ситуация формировалась всеми предыдущими руководителями страны.
Но пик социального перекоса пришелся на сегодняшний день, и правительству и Президенту придется пойти на любые шаги, чтобы резко изменить положение к лучшему. Более явной и масштабной угрозы своему существованию независимая Украина еще не знала.
Автор: Игорь Герус