Сергей и Владимир Кальцев: давно «прогнившие» опоры ОПЗЖ в Запорожье. Часть 2
В апреле 1998-го главой Запорожской ОГА назначили бывшего директора «Радиоприбора» и экс-министра машиностроения Владимира Куратченко. В январе 1999-го Куратченко снова убыл в Киев на пост вице-премьера, а губернатором стал Евгений Карташов — бывший замдиректора по внешнеэкономическим связям «Запорожстали», известный также как лидер клана «индусов» (от названия «Индустриалбанка», через который проходили финансы «Запорожстали»). Но уже в ноябре того же года Карташова сняли и отправили на целый год послом в Казахстан, а в ОГА вернули Куратченко, продержавшегося там до июня 2000-го и вновь уехавшего в Киев на должность главы Госкомрезерва.
Запорожскую ОГА возглавил глава набсовета Полтавского ГОКа Алексей Кучеренко (будущий министр ЖКХ), но его сняли в марте 2001-го и заменили на Сергея Сазонова (будущий член «Батькивщины»), который губернаторствовал всего 4 дня. Затем в ОГА вернули Карташова, проработавшего довольно долго, аж до июля 2003-го, после чего он, выиграв выборы мэра города, уступил кресло губернатора тихому Владимиру Березовскому. На этом «великая смута» 1998-2003 г.г. в Запорожской области почти завершилась. Однако на уровне городской власти еще несколько лет продолжалась ожесточенная борьба за мэрское кресло.
В феврале 2000-го года Александра Головко вынудили уйти в отставку, которую провластные городские СМИ и издания, контролируемые Кальцевыми, попытались придать видимость почетной. На прошедших 4 июня 2000-го внеочередных выборах, при явке всего 33%, победил бывший начальник криминальной милиции Запорожья генерал Александр Поляк — главный противник Головко и братьев Кальцевых. Через два года состоялись уже очередные выборы городского головы, на которых вновь победил Поляк, набравший уже 65%. Владимир Кальцев, который попытался сам сесть в мэрское кресло, получил лишь 20%.
Однако в феврале 2003-го Александр Поляк внезапно умер — официально от сердечного приступа. И вновь состоялись внеочередные выборы мэра (явка 44%), в которых вновь участвовал Владимир Кальцев. Но и на них он получил лишь второе место с 27%, уступив победу Евгению Карташову (49%). Самыми масштабными для Кальцевых стали очередные выборы 2006 года, к которым они подготовились загодя и очень тщательно. Для начала Владимир Кальцев создал мощный союз с директором «Укрграфита» Борисом Петровым, членом Партии Регионов с 2001 года, связанным с братьями Клюевыми. Именно через него братья Кальцевы и примкнули к регионалам! Союз был настолько крепким, что в местных СМИ он не раз упоминался как «петровско-кальцевский клан».
Благодаря Петрову, братьям удалось совершить внутрипартийный переворот. В ходе длительных интриг, они буквально выбросили из ПР Евгения Карташова — несмотря на то, что тот был одним из создателей и руководителей областной организации партии (2003), инициатором проведения в Запорожье 4-го съезда ПР (2004), на котором Януковича выдвинули кандидатом в президенты, и активным организатором первого Северодонецкого съезда (2004). Уже к весенним выборам 2006-го Кальцевы установили контроль над избирательным штабом Партии Регионов (который охранялся их собственным ЧОПом) и распределить квоты между своими людьми. Того же Разгуляева и еще нескольких доверенных людей Кальцевых провели в горсовет по списку Партии Регионов (а фракцию возглавил Андрей Иванов, племянник Петрова). Сергей Кальцев вместе с Борисом Петровым прошли в Верховную Раду по списку ПР, а Владимир Кальцев вновь шел на выборы городского головы, теперь уже под флагами популярной ПР — впрочем, вновь проиграв Евгению Карташову (30% против 36%). Месть Кальцевых была страшна: в октябре 2006-го через управляемую ими фракцию ПР в горсовете они инициировали роспуск горисполкома, и тогда же исключили Карташова из членов Партии Регионов. Карташов поехал за правдой в Киев, встретился с Януковичем и восстановился в ПР решением центрального политсовета партии, но через пару недель Петров и Кальцевы собрали областную организацию и вновь исключили Карташова.
С мая 2006-го и вплоть до весны 2014-го Владимир Кальцев возглавлял Запорожскую городскую организацию ПР, что вовсе не помешало ему стать в декабре 2006-го заместителем главы ОГА по вопросам финансов и внешнеэкономической деятельности. А областную администрацию тогда возглавлял Евгений Червоненко — один из самых ярых «оранжевых»! Кальцев плодотворно работал при нем весь 2007 года, а после отставки Червоненко еще пять месяцев был заместителем у его приемника Валерия Черкаски, на тот момент являвшегося членом БЮТ. Власть и деньги для Кальцевых не пахнут!
А вот Сергею Кальцеву на внеочередных парламентских выборах 2007-го не повезло: по каким-то причинам в Киеве его задвинули в самый зад списка ПР, и в парламент он не прошел. По данным Skelet.Info причиной стало то, что у Януковича остались очень недовольными самоуправством братьев.
Сразу после победы Януковича в 2010-м, Борис Петров был назначен на должность главы Запорожской ОГА. Кальцевы, вместе со своими новыми ситуативными союзниками-водочниками Евгением Черняком (владелец «Хортицы») и Борисом Шестопаловым (холдинг «Хлебодар») возликовали в предвкушении большого реванша! Первым делом они поторопились досрочно сместить Карташова с поста городского головы — это произошло в сентябре, за месяц до официальных местных выборов. Одновременно горсовет проголосовал за смену секретаря, избрав новым… Владимира Кальцева, который автоматически стал и.о. мэра (он был переизбран секретарем и в следующем составе горсовета). Владимир Кальцев очень рассчитывал, что это поможет ему, наконец, выиграть выборы. Но, увы! Несмотря на кричавшие о победе Кальцева заказные экзитполы, которые ему обеспечивала директор информационно-консультативной группы Solving Светлана Походенко, мэрское кресло досталось Александру Сину — являвшемуся главным «бютовцем» Запорожья.
Однако за два месяца своего и.о. (до вступления в полномочия Сина) Владимир Кальцев успел назначить своих людей директорами восьми коммунальных предприятий города, и они сразу же подписали долговременные (до 5 лет) контракты с фирмами, которые ими указал Кальцев. По информации Skelet.Info, уже через год против одного из этих директоров возбудили уголовное дело.
В Киеве у Януковича итоги выборов в Запорожье, где мэром стал соратник Тимошенко, а БЮТ и «Фронт перемен» набрали в горсовете 12 мест из 45, восприняли очень скверно. Соответственно, всю ответственность возложили на местное партийное руководство, на и.о. мэра и на губернатора. Земля под ногами Петрова и Кальцева зашаталась, и этим немедленно воспользовались их конкуренты, засыпавшие Киев доносами и жалобами. И вот в октябре 2011-го Петрова сняли с должности главы Запорожской ОГА, переведя его одним из советников президента (после 2014 года следы Петрова затерялись). Одновременно он лишился и поста главы областной организации ПР. Все это досталось Александру Пеклушенко, свергшему «петровско-кальцевский клан» при помощи Евгения Анисимова, которого называли «смотрящим» по Запорожью от самого Юрия Иванющенко, а также своими близкими связями с самим Януковичем. Все было настолько серьезно, что в феврале 2012-го Владимир Кальцев испуганно подал в отставку с поста секретаря Запорожского горсовета и даже заявил, что прекращает политическую карьеру. Но ему милостиво разрешили продолжить руководить городской ячейкой ПР — в основном потому, что её деятельность обслуживали фирмы Кальцевых. Более того, на парламентских выборах 2012 года Сергею Кальцеву позволили баллотироваться под флагами ПР на 75-м мажоритарном округе — и он таки взял мандат, хотя и был обвинен в массовых фальсификациях, а о его «честной победе» утверждала все та же Светлана Походенко со своими липовыми экзитполами.
Братья Кальцевы: Из партии в партию
Пекшуленко оставался на посту губернатора до марта 2014-го, поддерживал местный «Антимайдан», потом был отправлен Турчиновым в отставку. И не успел он потерять свою должность, как братья Кальцевы попытались отобрать у него областную организацию ПР. Они не довели дело до конца только потому, что разваливавшаяся Партия Регионов уже доживала свои последние дни. А через год, в марте 2015-го, экс-губернатор Пеклушенко был застрелен неизвестным киллером. Убийц, по сути, так и не искали…
После событий зимы-весны 2014-го Кальцевы целый год просидели тише воды, опасаясь, что им припомнят свое активное прошлое в Партии Регионов. Но затем, летом 2015-го они торжественно вернулись в политику. Причем, Владимир Кальцев устроил из своего возвращения целое шоу, красиво обманув земляков речами о проекте «нашей Запорожской партии», слегка сыграв то ли на местечковом «патриотизме», то ли на легком сепаратизме запорожцев. А на поверку оказалось, что он пиарил партию «Наш край», вскоре получившую репутацию «прибежища негодяев» и политического проекта Банковой, созданного для отъема голосов у «Оппозиционного блока». Которая заполучала голоса в основном «засеванием» гречкой, сахаром и банальной раздачей денег под видом помощи малоимущим.
Братья привычно прибрали к рукам новую политсилу: Сергей Кальцев возглавил областную организацию «Нашего края» и избрался от неё в областной совет, а Владимир Кальцев стал членом политсовета партии и избрался в городской совет Запорожья. Причем, последний в 2015-2017 г.г. любил хвастать, что «Наш край» был якобы придуман и создан в офисе его компании «Александр». Однако с падением рейтингов «Нашего края» и прекращением его поддержки со стороны Банковой после смены Порошенко на Зеленского, братья Кальцевы решили вновь сменить политическую ориентацию — и примкнули к более перспективному проекту ОПЗЖ. И вот уже Сергей Кальцев, избиравшийся в облсовет от «Нашего края», возглавил там фракцию ОПЗЖ. А Владимир Кальцев, возглавивший областную организацию ОПЗЖ, на выборах 2019 года получил в списке партии проходное 24-е место и впервые в жизни избрался народным депутатом — вскоре прославившись как «кнопкодав года».
Но не успели братья освоиться в новой партии, как привычно взялись за старые интриги. Например, на местных выборах 2020 года Кальцевы отказались от участия в борьбе за место мэра Запорожья, решил поддержать Владимира Буряка и его карманную партию. Учитывая, что Буряк — ставленник Ахметова, который считается врагом ОПЗЖ (сложившаяся из ушедших от Ахметова депутатов «Оппоблока»), то поступок Кальцевых должен был вызвать большие вопросы в руководстве ОПЗЖ. Сами же Кальцевы рисковали из расчета выгодного союза с Буряком, надеясь что ОПЗЖ создаст с Партией Буряка коалицию в горсовете (возможно, Кальцевы наобещали это и Медведчуку). Но в итоге Буряк от коалиции отказался, Кальцевы остались у разбитого корыта — но зато оправдывали все коварством Буряка. А еще во время этих выборов Кальцевы воткнули своих людей в избирательные списки «Нашего края», где можно было найти и «экзитпольщицу» Светлану Походенко со своей дочкой, и кальцевский политтехнолог Стриганов, и бывший помощник Владимира Кальцева Андрей Горский.
Если подобная игра на несколько фронтов сразу проводилась Кальцевыми в период роста популярности и влияния ОПЗЖ, то что же они затевают сейчас, когда партия находится под колоссальным давлением Банковой? Можно сказать одно: если вдруг корабль ОПЗЖ начнет тонуть, то первыми сбежавшими с него крысами будут именно братья Кальцевы!
Владимир Кальцев: рейдер, обманщик, убийца животных
Для тех, кому изложенные тут политические интриги Кальцевых всё равно не пошатнули веру в ОПЗЖ, наверняка будет интересно узнать о братьях и другую информацию. Например, что Владимир Кальцев, член партии «За жизнь», является увлеченным убийцей животных далекой Африки, куда он регулярно ездил на сафари. То ли он в свое время недостаточно настрелялся в Афганистане, то ли у него такие вот своеобразные представления о «развлечениях». В любом случае подобная охота, представляющая собой подготовленный отстрел животных, это совершенно не круто, а лишь тешит черную душу самим процессом убийства. А в наше время считается просто порочащей любого парламентского политика — и не только в странах Запада, где после таких вот фото Владимир Кальцев получил бы не голоса избирателей, а ведро крови на голову от зоозащитников. Думается, что многим украинцам тоже не понравится, что Владимир Кальцев ради собственного «развлечения» убил доброго умного слона, мирную антилопу, красивого гордого льва и других зверей, тоже имеющих право на жизнь.
А вот свидетельство неискренности политических высказываний Владимира Кальцева. Жители Запорожья наверняка и раньше, в бытность им членом ПР, и сейчас, когда он обосновался в ОПЗЖ, слышали от него многочисленные речи «пророссийско-антизападного направления». В этом нет ничего крамольного и «антиукраинского», это нормальная здоровая политическая позиция, которую разделяют и поддерживают очень многие украинцы. Но вот ругать Запад с трибуны, а потом отправлять туда своих детей учиться и жить — это уже лицемерие и обман избирателей! И вот вам факт: его сын Александр Кальцев отправился на учебу в США еще в 2009 году, где окончил частную школу, затем экономический факультет университета Джонса Хопкинса в Мэриленде, прошел стажировку в компании Bloomberg. Остался жить и работать в Штатах, периодически мотаясь в Гонконг и Сингапур. Женился (супругу зовут Ангелина), у них двое детей с совершенно не русскими и не украинскими именами: Дэниэль и Джордж. А их дедушка дома призывает украинцев крепить связи с Россией!
Кстати, когда Александр только собирался ехать в Америку на учебу, то СМИ писали, что отец готовит его к управлению семейной компанией «Александр». Возможно, он действительно представляет интересы компании за рубежом, на западных и азиатских рынках.
Но вот если посмотреть в регистрационные данные предприятий группы «Александр» и прочих фирм Кальцевых, то практически все они записаны на их маму Евгению Петровну Кальцеву — являющуюся, таким образом, одной из богатейших пенсионерок Украины! Сам же Владимир Кальцев задекларировал за 2020 год только 1,055 миллиона гривен дохода (включая депутатскую зарплату, компенсации и материальную помощь), 847 тысяч гривен и 21 тысячу долларов банковских вкладов, и 330 тысяч гривен и 74 тысячи долларов наличными. Как-то негусто для человека, чей капитал еще в 2016 году оценивали, минимум, в 5 миллионов долларов! Видимо, всё переписано на маму.
Но и пять миллионов долларов это немного, если вспомнить, например, о рейдерских захватах Кальцевых. Например, о скандальном деле торгово-промышленного ОАО «Ритм», владевшего несколькими магазинами, салонами и товарными складами, захваченными Кальцевым. Еще в далеком 2005 году дело было взято на контроль в Генпрокуратуру, да и так и осталось. А между тем, по словам тогдашнего гендиректора «Ритма» Елена Ивановой:
«…Общая стоимость захваченного недвижимого имущества и оборудования составляет несколько десятков миллионов долларов, и сегодня этим имуществом пользуются и распоряжаются Кальцев и его донецкие партнеры, в лице депутата из Луганской области Людмилы Кириченко».
За долгие годы контроля городской власти, братья Кальцевы нажили себе в Запорожье почти 40 гектаров земли, включая лакомые куски в самом центре города. Причем, это не какие-то там пустыри: братья положили глаз на скверы, зеленые пятачки и полосы — всё то, что по их мнению является «пустой землей». Очень печальна история сквера Яланского (бывшего сквера им. 50-летия СССР), расположенного между универмагом «Украина» и цирком. В 2006 году, когда Кальцевы дорвались до полноты власти, горсовет Запорожья передал этот сквер их ООО «Ленд Дивелопмент» для реконструкции и строительства подземного торгового центра. Через год проект «откорректировали», убрав из него требования сохранения сквера — теперь на этом участке можно было строить обычный наземный ТРЦ с парковкой. И весь участок перешел в аренду Кальцевым, обещавшим отгрохать там «Александр-Плазу». Правда, единственное, что смогли братья — это вырубить в сквере все 50-летние деревья, а потом еще раз вырубить уже молодые деревца, высаженные там городскими экоактивистами. Причем, вырубка сопровождалась нападениями «титушек» Кальцевых на защитников сквера. А из истории убийства Разугуляева мы теперь знаем, какие отморозки работает на Кальцевых! И вот месте сквера образовался грязный пустырь с торчащими пнями — и в таком виде, решением Запорожского апелляционного суда, в декабре 2021 года он был возвращен в собственность города.
У Кальцевых вообще какая-то нездоровая страсть к уничтожению живой природы (животных, деревьев), словно в детстве она нанесла им какую-то незаживающую психологическую травму. Так, в 2020 году их фирма «Бизнес-Олимп», задавшаяся целью построить коттеджный городок на месте детского лагеря «Орленок» в Великом Луге, начала вырубку деревьев на участке 6,8 гектара даже не дождавшись разрешения на начало строительство. Вот просто руки у них чесались помахать топором! Поневоле задумаешься, кому же мы отдаем свои голоса…
Михаил Шполянский, для Skelet.Info