Что происходит с мировой экономикой: падение криптовалют, обвал фондового рынка и лопнувший ИТ-пузырь
Мировая экономика меняется на глазах: обвал фондового рынка, стремительное падение "крипты", лопнувшие ИТ-пузырь, и все это – на фоне войны в самом сердце Европы, топливного кризиса и угрозы глобального голода. Что ждет экономику планеты дальше? СтопКор проанализировал тенденции на международных рынках.
Не успело большинство стран оправиться от корона-кризиса, как глобальная экономика переживает новые потрясения. Большинство из них прямо или косвенно связаны с агрессией рф против Украины и спровоцированными ею продовольственным, топливным и миграционным кризисами в разных уголках планеты. Все это совпадает по времени с подрывом очередных экономических "мыльных пузырей".
Падение ведущих акций – ответ на рост инфляции и повышение процентных ставок.
Американский фондовый рынок – а вместе с ним и мировой – лихорадит: по состоянию на начало мая индекс ведущих американских акций S&P 500 упал на 18% от исторического максимума в январе. В свою очередь, индекс NASDAQ – внебиржевого рынка ценных бумаг высокотехнологичных компаний США, Канады, Израиля и т.д. – с ноября сократился на 29%. Все это – итог значительной турбулентности на рынках, вызванной более высокой, чем ожидалось ранее, инфляцией в США, отмечает The Wall Street Journal.
Последнее решение ФРС от 4 мая, когда центральный банк Америки поднял ставку сразу на 0,5 процентных пункта, стало для рынка очень болезненным.
5 мая по другую сторону Атлантики Банк Англии, прогнозируя, что инфляция в Великобритании может превысить 10% в этом году, в четвертый раз повысил свою политическую ставку до 1%. Большинство других центробанков в западном мире тоже начали нажимать на монетарные тормоза или готовятся к этому.
Спад на финансовых рынках сигнализирует о более глубоких проблемах в мировой экономике.
Годовой уровень инфляции во всем мире, измеряемый индексом потребительских цен (CPI), ускорился до 9,2% в марте 2022 года по сравнению с 7,5% в феврале 2022 года, 6,8% в январе 2022 года и 6,4% декабре 2021 года. Общий рост инфляции отражает последствия локдауна, связанного с COVID-19 в 2020 и 2021 годах. Однако в последнее время он был вызван всплеском цен на энергоносители и продукты питания, особенно после начала российского вторжения в Украину 24 февраля 2022 года.
С другой стороны, усиление протекционизма со стороны таких стран как Индия и Индонезия, когда правительства прекращают экспорт основных продуктов, включая зерно, растительное масло и бобовые, усиливает хаос на мировых продовольственных рынках, вызванный войной в Украине, отмечают в Financial Times. А политика Китая, получившая название Zero COVID, наносит ущерб его экономике и способствует сворачиванию цепей поставок во всем мире.
Согласно данным ILOSTAT по глобальному товарному рынку за весну 2022 года, пшеница и масло сейчас примерно на 50% дороже, чем год назад. Цены на другие зерновые также постоянно растут. Война повлекла за собой серьезный шок на товарных рынках, нарушив глобальные модели торговли, производства и потребления таким образом, что, вероятно, приведет к дальнейшему росту цен в ближайшие годы. Эти структурные изменения на рынках делают их более чувствительными к колебаниям и нервным срывам.
В основе обвала биткоина и других криптовалют – те же глобальные причины.
Чем сильнее растет инфляция, тем более агрессивно приходится действовать центробанкам. Повышенные реальные процентные ставки разрушают текущую стоимость будущих потоков денежных средств. Это привело к массовой распродаже высокотехнологичных акций, оценка которых базируется на ожиданиях гораздо больших доходов в будущем. По той же причине сильно упали цены на облигации с длительным сроком погашения, констатирует The Economist.
Аналогично реагируют и рынки других спекулятивных активов без денежных потоков. Биткоин сегодня торгуется примерно за 26 000 долларов, что более чем вдвое ниже, чем в ноябре. Эфир упал на 10,1% с вечера среды, 11 мая до $1825,27 в четверг, 12 мая – то есть до самого низкого уровня с июля 2021 года.
Так называемый стейблкоин Terra USD за последние дни отошел от привязки к 1 доллару, достигнув 54 центов в 3 часа утра 12 мая. Его дочерний токен Luna торговался за 15 центов, что на 97% меньше, чем за предыдущие 24 часа. NFT-бум, вероятно, тоже прошел: если в сентябре прошлого года продажи NFT достигали 225 тысяч в день, то на этой неделе в среднем едва дотягивают до 19 тысяч.
По словам аналитиков, цифровые активы все чаще идут нога в ногу с акциями, поскольку традиционные хедж-фонды активно вошли в киберпространство за последние два года. Такие фонды могут с большей вероятностью сбрасывать криптовалютные активы в периоды волатильности, а не придерживать их.
На фоне падения активов высокотехнологичных компаний возникают опасения, что IT -индустрия может стать очередным "мыльным пузырем".
Финансовый менеджер Дэн Сузуки из Richard Bernstein Advisors предупреждает, что информационные технологии и коммуникационные услуги составляют около половины рыночной капитализации S&P 500, поэтому данная группа активов находится в "пузыре" и ИТ-рынок сейчас может переживать лишь начало резкого падения.
Значит ли это, что предложений работы на перенасыщенном рынке труда для программистов и айтишников станет меньше, их зарплаты упадут, а сама профессия выйдет из разряда "элитной", как это произошло с многочисленными бухгалтерами и юристами в начале 2000-х?
Еще год назад топ-менеджеры IT-компаний и рекрутеры оценивали перспективы подрыва этого пузыря скептически, а в будущее смотрели с позитивом.
"Мир активно движется в сторону тотальной цифровизации – все, от курьерских услуг до государственных сервисов, переходит на цифровые рельсы. И все эти продукты нужно поддерживать, развивать, совершенствовать. Поэтому ИТ точно нельзя назвать "мыльным пузырем", который вот- вот лопнет ", – отметил Антон Филькевич из EPAM. Это мнение разделила и Ольга Куракса из компании Ciklum.
А вот Марина Панчук, руководитель отдела рекрутинга в агентстве Alcor еще летом 2021-го отмечала, что в последнее время инвесторы много вкладывают в стартапы, работающие над low code и no code платформами. Это означает, что спрос на программистов действительно может упасть – по крайней мере для простых или средней сложности задач. Еще один фактор риска – резкий отток ИТ-кадров из Украины.
Несмотря на все сложности, по данным НБУ за I квартал 2022 года украинская ИТ-индустрия обеспечила рекордные $2 млрд экспортных поступлений. Фактически этот показатель увеличился на 28% по сравнению с прошлым годом, несмотря на войну, релокацию сотрудников и компаний. Отечественные айтишники также проявили свою мультитасковость: 2% пошли в ряды ВСУ, 5% – в кибервойска, другие соединяют волонтерство с выполнением текущих проектов и контрактов.
Обозреватели Forbes отмечают : "Большое Увольнение" сотрудников в нынешних масштабах не продлится вечно. Экономические потрясения по всему миру – шанс как для работодателей, так и для работников переоценить роль и цель работы в своей жизни. И, в конечном счете, сделать экономику более гуманной – не только изменяя приоритеты компаний в отношении своих сотрудников, но и в том, как они вообще ведут свой бизнес и поддерживают общесто в нужде.