Сколько главный банкир страны Кирилл Шевченко заработал на фиксированном курсе доллара?
Пока средний украинский обыватель тупо ржет над не менее тупыми мемчиками и прикольчиками о некоторых аспектах российской действительности, умные люди делают то же самое в Украине и зарабатывают на этом немалые деньги. Прикрываясь патриотизмом, конечно. И не забывая вбрасывать лохотрату те самые прикольчки о России.
В данном случае речь идет о курсе обмена валют. Потому что пока мы смеемся над соседней страной, где имеется два курса обмена – официальный и реальный – у нас происходит то же самое. И еще хуже – до недавнего времени у нас таких курсов было вообще три: курс НБУ, курс в банке и реальный, на черном рынке. И все они отличались друг от друга. Курс НБУ – 29,25 гривны за доллар, курс в банке – наценка на курс НБУ не более 10% (но его там, естественно, купить было невозможно) и реальный, который иногда доходил до 40 гривен за доллар.
Теперь банковский и реальный курсы сравнялись, но курс НБУ – 29,25 – остался. Что тоже очень смешно и весело. Особенно тем, кто зарабатывает в валюте за границей и вынужден ее снимать здесь, в Украине. Чтобы было понятнее, рассказываем на пальцах. Вы, к примеру, получили от своего работодателя или от своих родственников тысячу безналичных долларов. Но на руки получите либо 29 250 гривен, если снимаете их с гривневого карточного счета, либо эквивалент этих 29 250 гривен в валюте, если снимаете их с долларового.
Потому что банк в автоматическом режиме купит эту вашу тысячу долларов у вас по курсу НБУ и засчитает вам же на ваш же валютный счет эту сумму в долларах, продав вам эти доллары по своему коммерческому курсу. В случае с Приватом по состоянию на сегодняшний день это будет 814 долларов 76 центов. Смешно и даже очень смешно. Если не нравится – берите свои 29 250 гривен, что по курсу НБУ составляет одну тысячу долларов, и идите ищите, где ее купить за эти деньги.
Это самый доступный и самый примитивный пример. В еще худшей ситуации выглядит с бизнесом, где целый ряд экспортно-ориентированных сегментов хозяйствования эта политика Нацбанка ставит за грань рентабельности. И благодаря этой ситуации тысячи ФЛП, ориентированных на экспорт своих услуг, попросту меняют налоговое резидентство и открывают счета за рубежом. Что тоже отнюдь не идет на пользу экономике страны.
О том, что благодаря тройному курсу обмена возникла масса способов на нем заработать и появилось даже такое понятие, как «валютный туризм», рассказывать никому не надо. Истина давняя и элементарная – если в одном месте можно взять что-то задешево, а в другом – продать задорого, то обязательно найдется кто-то, это делающий.
Да, своим решением о снятии ограничения на установление курса, по которому банки списывают со счетов клиентов средства в гривне, если клиенты рассчитываются гривневыми карточками за рубежом или снимают с карточек наличную валюту, НБУ значительно уменьшил возможности «валютного туризма», но не тронул куда более масштабное явление – спекуляции тех, кто имеет доступ к доллару по курсу 29,25 гривны.
Потому возникает логичный вопрос – а кому это выгодно? Ведь в ситуации, когда имеется дефицитный товар (в нашем случае – доллар) по цене ниже рыночной, то кто-то же регулирует доступ к этому товару? Кто-то ведь определяет тот круг избранных, кто может этот товар купить? Не всем же доступен доллар по 29,25?
В нашем случае ответ очевиден – НБУ. И его глава Кирилл Шевченко, который игнорирует жалобы граждан Украины и бизнеса, страдающего от такого двойного курса валюты. А с недавних пор игнорирует и рекомендации международных партнеров, благодаря которым, собственно, еще и держится экономика Украины.
В чем же суть такого упорства? Возможный ответ дает экономист Алексей Комаха, приводя на своей станице в Фейсбук немного статистики:
Произведите нехитрые подсчеты, исходя из того, что НБУ продал 12 миллиардов долларов по фиксированному курсу в 29,25 гривны за доллар. А те, кто их купил, продали доллар хотя бы по 35 гривен. И учтите – это была не одномоментная сделка, доллар покупался-продавался по нескольку раз – схема действует с 24 февраля, спрос на валюту с того времени отнюдь не упал.
Национальный банк Украины, естественно, объясняет свою валютную политику тем, что «фиксация обменного курса дает возможность сдерживать инфляционные процессы (через удешевление критического импорта) и удержать под контролем инфляционные ожидания».
Если в первые месяцы войны это мнение разделяло большинство специалистов, то в последнее время валютная политика Нацбанка вызывает шквал критики. И не только от людей, реально теряющих свои кровные благодаря двойному (а до недавнего времени – тройному) курсу обмена.
«Ситуация критическая для банковского сектора и структуры пытаются максимально заработать. Кредитная задолженность населения и компаний будет расти, отток средств из депозитов неизбежен, новые кредиты люди не будут брать сейчас. Выходит, если война не закончится, то банковский сектор может упасть и все средства на счетах сгорят. Поэтому мы и наблюдаем такое отношение к конвертируемой валюте со стороны банков», — так прокомментировал ситуацию аналитик компании Esperio Александр Болтян для издания «Апостроф».
Кроме того, в Минфине США тоже недавно выразили озабоченность ситуацией с валютной политикой НБУ, которая порождает массовые спекуляции, и рекомендовали отпустить курс доллара. Однако Нацбанк продолжает свою валютную политику и, похоже, в ближайшие месяцы менять ничего не собирается.
Смешно? Очень смешно. Но не всем, а тем, кто имеет возможность купить доллар по курсу НБУ и тут же его продать по реальному. Прибыль посчитайте сами по актуальному на данный момент курсу доллара. И продолжайте тупо ржать над «тупой Рашкой».