Теневой банкир Украины: как Владимир Стельмах контролирует проблемные финучреждения
Экс-глава НБУ Владимир Стельмах через связанных лиц получал контроль над мелкими банками, пользуясь влиянием в Нацбанке. Речь идет о «Укринбанке», «АвтоКрАЗбанке» и банке «Столичный», которые признаны банкротами и стали фигурантами уголовных дел.
Стельмаха пригласил в Киев первый глава НБУ Владимир Матвиенко, который ушел из своего детища в марте 1992 года, но оставил там «своего человека». Матвиенко трудоустроил Стельмаха, чтобы в будущем рассчитывать на его помощь – и, возможно, в этом и заключался залог дальнейшего успеха Матвиенко как банкира (в частности, основателя и владельца «Проминвестбанка»).
В 1993 году главой банка поставили Виктора Ющенко, а вот его первым заместителем стал Стельмах. Поэтому во время шестилетнего руководства Ющенко чиновник стал во главе набсовета «Брокбизнесбанка» семьи Буряков работала еще в Донецком отделении советского Госбанка, то он там близко познакомился с Валентиной Арбузовой – мамой Сергея Арбузова. Отсюда хорошие связи семейства Буряков с некоторыми «донецкими», и это же было причинной их очень выгодной продажи своего «Брокбизнесбанка» (в 2013 году) олигарху Сергею Курченко. С 2001 по 2007 год первым зампредседателя правления работал Владимир Клименко – который в 2010 году стал председателем правления приобретенного Стельмахом ПАО «Укринбанк», о чем мы уже писали.
Уже осенью 2008 года Стемальх вместе с новым главой Нацбанка Петром Порошенко знали, что многие банки, в основном кэптивные, погрязли в проблемных кредитах, выданных собственным или подставным фирмам. Фактически Стельмах был в курсе грандиозной аферы, в которой решили принять участие многие владельцы банков. Но вместо того, чтобы предупредить надвигающийся банковский крах, он позволил ему состояться. А затем триумвират Стельмах-Порошенко-Пинзеникначал щедро раздавать проблемным банкам огромное рефинансирование — в общей сумме 77 млрд гривен, которые никто так и не вернул. В марте 2015 года об этом заявила Валерия Гонтарева, пытаясь переложить вину за разбазаривание многомиллиардных средств на «попередников». Якобы выдача рефинансирования осуществлялась за «откаты», составлявшие от 10 до 20% суммы.
Тогда НБУ выделил 5,3 млрд гривен рефинансирования и стабилизационного кредита «Проминвестбанку» (Матвиенко), почти 2,9 млрд гривен для «Брокбизнесбанка» (Буряки), более 2 млрд гривен ПУМБ (Ахметов), 7 млрд «Привату», около 5 млрд гривен банку «Финансы и кредит» (Константин Жеваго), более 1 млрд гривен банку «Киев» (семья Марченко). Но самым ярким примером искусственно созданного банковского кризиса и разворовывания огромных сумм через рефинансирование была история банка «Надра». Контроль над которым в 2008 году осуществляли братья Сегали, Сергей Лагур и его управляющий Игорь Гиленко. Тогда банк «Надра» получил от НБУ 7,1 млрд гривен рефинансирования! На этом скандалы вокруг «Надра» не закончились: когда стало известно, что банк приобретает олигарх Дмитрий Фирташ, выяснились некоторые подробности связей между Владимиром Стельмахом, Дмитрием Фирташем и компанией «РосУкрЭнерго», появилась информация об австрийской недвижимости Стельмаха и его тамошних деловых встречах. А также был дан намек на возможную связь между Стельмахом и международным мафиози Семеном Могилевичем (все владельцы «Надра» оказывались его людьми). в декабре 2010 года Верховная Рада таки отправила Стельмаха в отставку «в связи с достижением пенсионного возраста» (которого он достиг еще в 2004-м). Чтобы не расстраивать старика, Виктор Янукович даже назначил его своим советником: сначала штатным, потом внештатным. Герасименко – весьма колоритная личность, кстати, тоже из «сумских». С 1984 года работал в КГБ (затем в СБУ), в июне 2007-го стал начальником следственного управления СБУ. О его коррумпированности ходили многочисленные истории: он воровал и продавал вещдоки и арестованную контрабанду, открывал и закрывал по заказу уголовные дела, а «погорел» на краже документов о контрабанде дорогих иномарок, к которой был причастен Иван Балога – чей брат Виктор Балога тогда стал тогда главой президентского секретариата. После этого Герасименко из СБУ уволили и его вскоре подобрали Стельмах и Клименко.
«Укринбанк» — детище бывшего главы Нацбанка Владимира Стельмаха и заместителя председателя СБУ Николая Герасименко. Тогда СМИ писали, что банк всегда был «прачечной» регионалов, в частности луганской группі. Председатель правления Владимир Клименко был и есть в «золотых» с Ефремовым, Тихоновым, Демишканом, Чечетовым, Ильяшовым, Лукаш и другими незаконопослушными гражданами. Клименко совместно с Демишканом на протяжении многих лет проворачивал масштабную аферу с «Укравтодором», которому, оказывается 100% битума, используемого по всей Украине продавала фирма под названием «Бюро Эйнштейна». На самом высшем уровне «крыша» «Укринбанка» входила в сферу влияния семьи Виктора Пшонки, верного «прокуратора» семьи Януковичей. Этот банк, вероятно, принимал самое деятельное участие в отмывании денег высокопоставленных членов Партии регионов.
Как происходил захват банка. Постановление НБУ №273 и законопроект №0884, предусматривающие серьезное увеличение требований к регулятивному существующих банков и уставному капиталу — новосозданных банков, лоббировал именно Стельмах. В результате этих изменений финансовый рынок должны будут покинуть около 30-40 небольших банков. И человек с деньгами, понимающий в банках и обладающий связями в НБУ, сможет сделать ряд выгодных покупок. Акционерами «Укринбанка» являлись Сергей Кривошея (37,72%) и Сергей Рысь (37,72%). В 2007 году они договорились о продаже своего банка израильскому Bank Hapoalim Group за 125 млн евро, однако кризис расстроил эти планы. Украинским банкирам понадобился кредит рефинансирования, одним из условий получения денег, требовавшихся на возврат депозитов, взятых под гарантии собственников банка, стала продажа ими контрольного пакета акций финучреждения. После получения рефинансирования НБУ в размере 500 млн гривен состав акционеров финучреждения поменялся. Потом 11% акций банка ушло к иностранным инвесторам, в числе которых — State Street Bank and Trast Company (США, 6,05%), UniCredit Bank AG (Германия, 2,84%), The Bank of New York Mellon (Бельгия, 1,2%). Кроме того, в состав акционеров банка входили Владимир Клименко (9%), Юрий Кулачек (9,1%), Александр Сорочинский (9,1%) и Алексей Морозов (9,1%).
Интересы бывшего главы НБУ в финучреждении представляет топ-менеджер Владимир Клименко. В свое время Стельмах лоббировал его назначение главой набсовета «АвтоКрАЗбанка» и временным администратором банка «БИГ Энергия». Пытались присоединить сумской банк «Столичный» Евгения Антипенко и Сергея Ткаченко. Как и «Укринбанку», этим финучреждениям в период с 2008 по 2009 года были предоставлены краткосрочные кредиты от НБУ, полученные путем рефинансирования. «АвтоКрАЗбанку» предоставили более 40 млн гривен, а «Столичному» — около 36 млн гривен. Стельмах планировал объединить финучреждения в одно с активами около 3 млрд гривен и собственным капиталом в размере 430 млн гривен. Далее планировали private placement — частное размещение акций объединенного банка для привлечения иностранных акционеров, хотя стоять за ними будут вполне конкретные люди. Просто так будет легче скрыть реальных собственников банка и объяснить, почему банк так легко привлекает депозиты нерезидентов.
Во главе «Укринбанка» дуэт Клименко-Герасименко освоили несколько способов не совсем законного обогащения: рейдерские захваты предприятий, взявшие в банке кредиты (ООО «Белая акация», «Винифуд», несколько ТРЦ), невозвращение выделенного Нацбанком рефинансирования (более 700 млн гривен только в 2014-2015), банальный «кидок» своих вкладчиков, и даже «развод на бабки» других банков (например, «Фидобанк»).