Митрополит Александрийский и Светловодский Боголеп (Гончаренко): «Нельзя оправдывать войну, жонглируя словами Христа»
- Владыка Боголеп, добрый день Вам. Давайте начнём наше интервью с наболевшего. Война – это зло. Однако мы неоднократно становились свидетелями того, что достаточно много священников и даже епископов Русской Православной Церкви пытаются оправдать войну России против Украины. Насколько их позиция созвучна Священному Писанию и учению Церкви?
- Благодарю за вопрос, который на самом деле вскрывает глубинные проблемы нашего христианского сознания.
Дело в том, что очень часто верующий человек становится заложником некой матрицы мировоззрения, которую ему навязывают как безусловную истину. Например, известная всем православным, цитата из Евангелия «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), часто используемая в военной тематике, ничего общего с таковой не имеет, а касается прежде всего жертвенного подвига нашего Спасителя.
Так и в вопросах «оправдания» войны, идеологами часто используются либо извращённые нравственные постулаты, либо явно ложные аргументы, в «капкан» которых и может угодить человек. В то же время, позицию мира не нужно доказывать, не нужно аргументировать.
Священное Писание ясно свидетельствует о неприятии каких-либо аргументов, оправдывающих безумие войны, несмотря на то, что вся история человечества — это непрерывная война. Христос, через всю свою жизнь здесь на земле, не только не разделял мир на своих и чужих (вспомните притчу о милосердном самаряныне), Он не оставил нам ни одной заповеди о «справедливых» завоеваниях. Только лишь одно утверждал Господь в своей проповеди – будьте людьми, какими замыслил вас Творец.
Поэтому, отвечая конкретно на ваш вопрос, могу сказать, что позиция тех священнослужителей, которые пытаются оправдать войну, «подстроить» Писание под какие-то утилитарные интересы, для меня неприемлема. Если Евангелие используется таким образом, то его благовестие неизбежно уходит на периферию. Нельзя «жанглировать» фразами Христа. Евангелие - это глубоко личный призыв к человеку быть светом для мира, который лежит во зле.
Для меня сейчас куда более актуально состояние наших прихожан. Ведь их беспокойство, непонимание, часто даже ненависть и озлобление, чувство страха и несправедливости, порождённое войной, ярче всего свидетельствуют о несостоятельности рассуждений, оправдывающих агрессию в отношении Украины. Люди - это главная святыня для христианства! И если их боль мы будем заглушать и оправдывать какими-то выдуманными идеологическими позициями, мы превратимся в язычников.
Каждый день нам приходится сталкиваться с испытанием нашей веры, экзаменом, который мы сейчас сдаём. Каждый день верующие люди должны делать очень трудный выбор - сохранить мир в своём сердце, не озлобиться, не разувериться… Это время особой проверки. Как помочь это сделать современному человеку? Задача не из легких для священнослужителя. У меня только один ответ - быть со Христом, Который знает нашу жизнь такой, какой она есть на самом деле. Нужно вдумчиво анализировать происходящее вокруг нас и периодически «стряхивать» то, что нам пытаются повесить на уши говоря, что Христос с теми или с другими, что Он отвернулся от тех или других. Мы не можем решать за Бога, мы можем только сверять свою совесть с жертвенной и сострадательной любовью Христа. Ведь, ясно же, что Господь знает как закончиться и эта страшная война, унесшая столько жизней, принесшая столько горя. Что Он думает об этой войне? – важный вопрос, который мы, христиане, сегодня должны себе задавать. Как Он терпит боль этой открытой раны человеческих страданий, почему Он допустил гибель людей?
Не скрою, многих такие вопросы заставят уйти из Церкви, но многих в поиске утешения и желания осознать время, в которое мы живём, наоборот приведут в Церковь.
- Владыка, кроме политических, экономических или социальных причин, война имеет еще и духовное измерение. Скажите, пожалуйста, в чем оно состоит и можно ли вообще говорить о духовных причинах войны?
- О причинах войн – исторических, политических – написаны сотни томов, но не они главные. Главные причины – духовные.
Среди причин прошедших, настоящих и грядущих войн главной и основной является безбожие и отпадение от Единого Живого Бога.
Только не нужно думать, если в Украине сегодня война, то украинцы самые грешные, безусловно нет. Поверхностная логика рассуждений – «если ты заболел, то это потому, что ты нагрешил» - ущербна и неправильна. Помню, в Пантелеимоновском монастыре на Афоне служил иеромонах Иакинф. Был он на послушании – выносил из ризницы для поклонения паломникам главу великомученика Пантелеимона Целителя. Такое близкое соприкосновение со святыней не исключило его смерти от ракового заболевания. Думаю, что он был не грешнее нас, но Господь призвал его.
Христос в Евангелии упоминает пострадавших от падения Силоамской башни, и четко утверждает, что погибшие не были самыми грешными в Израиле. Мы все виновны перед Богом, и не можем сказать кто меньше, а кто больше, ведь Господь говорит: «…от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Эти слова должны каждого приводить в трепет. Все мы виновны в том, что происходит сегодня в Украине.
Все войны проистекают из греховности, все они действуют по библейскому закону причинности и оканчиваются так, как им присудит Непогрешимое Правосудие. Грех является возбудителем войны.
В Евангелии сам Христос упомянул также о причине войн: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12; 24). Лжехристы будут указывать людям ложные цели жизни; лжепророки будут ложно предсказывать события; беззакония и охладевшая любовь поведут людей ложными путями. Одни не будут знать ни цели, ни пути жизни. Другие, зная цель жизни, по слабости характера пойдут по ложному пути. Третьи будут знать и цель, и путь жизни, но сознательно и злобно отбросят и то, и другое. Всё это побуждает Святую Любовь, плача, допустить наказание Своих детей бичом войны.
Как актуальны сегодня для нас слова замечательного сербского святого и богослова - святителя Николая Велимировича: «Блажен правитель, который, познав Истину, вовремя призовет народ свой к покаянию перед Богом Живым. Блажен народ, который вовремя скинет оружие своих грехов против Бога. Никакое зло не приблизится к нему. Не будучи вооруженным, он будет жить в безопасности, так как Всемогущий Господь защитит его непобедимой десницей Своей. Хотя бы у него не было ни одного меча – враги его будут бессильны перед ним и не перейдут границ его земли; Господь Саваоф не допустит их до этого. А если враги и перейдут его границы, то тем самым выроют себе могилу».
На первый взгляд, это выглядит просто как теоретическое рассуждение, не имеющее отношения к реальной жизни, а тем более к тому, что происходит сейчас в Украине. Однако, если мы внимательно проанализируем войны, которые Бог попускал человечеству, то кроме духовных причин войны, нужно также сказать и о духовных последствиях. Они разные и зависят от человека. Одни, содрогаясь от ужасов войны, приходят к Богу, каются в своих грехах и исправляют свою жизнь. Другие же наоборот озлобляются, исполняются гневом, ненавистью и ропотом на Бога.
Война показывает нам сколь хрупка человеческая жизнь, сколь эфемерно земное благополучие. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Будем же искать это Царство, каяться в своих грехах и просить у Бога подарить нам мир.
- 27 мая Украинская Православная Церковь на Соборе в Феофании предприняла весьма важный шаг, внеся изменения в Устав в части административной связи с РПЦ. Что привело к таким решениям и почему они не были приняты раньше?
- Уверен, что ответы на подобные вопросы сегодня не будут исчерпывающими. У меня может быть одно мнение, у кого-то иное, но время и история расставят все точки. Сегодня наш анализ безусловно эпохальных событий, прошедших в Феофании, будет «близоруким» и не полным.
Кому-то может показаться в этих словах уход от ответа, но без сомнений верю, что Господь промыслительно устраивая все обстоятельства прошедшего Собора УПЦ, действовал и претворял благодатью Святого Духа наше человеческое несовершенство ко благу Церкви и нашего многострадального народа. Решения Собора в полной мере мы сможем оценить и понять со временем. Конечно, их актуальность и своевременность обусловлены конкретными обстоятельствами военной агрессии России в отношении Украины, но кроме этого, на мой взгляд, наша Церковь, водительством Божиим и молитвами нашего Предстоятеля, стала если можно так сказать «взрослее» и «ответственнее». На Соборе мы все почувствовали, что наша Церковь жива, это не просто религиозная структура, а духовный организм, направляющий свои усилия к сохранению истины, чистоты веры и спасению. И вопрос ведь стоял не о банальном самосохранении или приспособленчестве в условиях военных действий, а о некой актуализации нас как носителей вековых традиций, берущих на себя ответственность за духовное будущее нашего православного народа. В палитре мнений, высказанных на Соборе, чувствовалось единство в главном – мы должны были ответить на вызовы, с которыми столкнулись, и свидетельствовать о своей четкой позиции в отношении войны против нашего народа. Можно было бы это сделать раньше? Возможно, трудно сейчас рассуждать в прошедшем времени. Церковная среда по своей природе консервативна и достаточно инертна. Плохо это или хорошо - мы поймем только со временем.
Но повторюсь, решения Собора не формальны. Усилиями и твердостью нашего Блаженнейшего, благоразумием и мудростью нашего епископата и священнослужителей, послушанием и преданностью наших верных, эти решения определили начало нового этапа жизни Церкви, возможно не такого простого и комфортного как хотелось бы, но однозначно спасительного.
- Отдельные представители РПЦ называют Собор в Феофании нелегитимным, так как, по их мнению, он был созван без санкции на то патриарха Кирилла, а также проводился в максимально сжатые сроки и с процедурными нарушениями. Как вы можете это прокомментировать.
- Признаюсь, меня очень удивляет позиция людей, которые не будучи погружены в тему, со стороны начинают рассуждать о сложных и глубинных вопросах. Легко рассуждать о трагических событиях, которые происходят за сотни километров от твоего дома. Сидя в теплом кабинете и потребляя новости из интернета, не видя каждый день глаза беженцев, потерявших свои дома, не слыша вопль матерей, которые хоронят своих детей, не отпевая солдат в закрытых гробах…
Как вы думаете? Мы, увидевшие войну воочию, во всех её ужасных проявлениях, трагедиях и несправедливости будем сильно обращать внимания на второстепенные вопросы. Мои комментарии очень просты - все те, кто не живет в Украине, но кто любит порассуждать о ситуации в Украине, в том числе и церковной, приезжайте и «окунитесь» в нашу настоящую жизнь, помогайте, служите, жертвуйте, переживайте, утешайте вместе с нами, а потом мы с радостью послушаем ваши рассуждения. Это может показаться грубым, но мне кажется куда более бестактно учить нас как нам нужно жить в условиях войны, зная её только из новостей.
Когда началась война, наш Предстоятель не думал о важности процедурных вопросов, не скрывался за границей дабы не подвергать свою жизнь опасности, но в первые часы, прорываясь через сумасшедшие встречные пробки, возвращался из Черновцов в Киев, чтобы быть со своим народом, не оставить свою Церковь без руководства. Блаженнейший Митрополит Онуфрий, как и наши архиереи, наши священники, монашествующие и миряне - мы одна большая семья, в дом которой пришла страшная беда. По милости Божией, мы не растерялись, нашли в себе силы противостоять хаосу, непониманию, смерти… Как цинично на этом фоне выглядят какие-то упреки и нарекания. Лучше бы те, кто рассуждают о легитимности Собора, нашли в себе силы и просто выразили сочувствие, такое простое не заполитизированное, человеческое сочувствие.
И кстати, от упомянутого вами Предстоятеля Русской Церкви мы ожидали не разрешительных санкций, а живого человеческого участия и христианского сострадания. Наверное, мои слова звучат слишком эмоционально, но после того, что переживает наш народ, быть просто отстранённым церковным статистом уже не получиться.
- Некоторые радикально настроенные священники РПЦ считают, что Собор в Феофании учинил раскол, поэтому после 27 мая в храмах УПЦ нельзя причащаться. Насколько такое мнение оправдано?
- Единство Украинской Православной Церкви, испытанное многими историческими событиями и даже войной, говорит об обратном. Мы действительно разные, не только архиереи, все мы, верующие, но нас объединяет главное – Христос и Его Церковь. Именно в этом единстве и заключается наша вера и надежда.
Каждому, кому мерещится раскол, нужно слушать и слышать голос Церкви, свято хранить сердечный мир и упование на Промысел Божий. Мы действительно живем в очень сложное время, когда происходит глобальная деформация человеческого сознания и всего общества, а в нашем случае она еще усиливается по причине длящейся войны. Нам действительно очень важно сохранить истину, но хранение истины не заключается в фанатичной приверженности тем или иным привычным формам человеческого восприятия духовного мира.
Истерики по вопросу причастия в храмах УПЦ после 27 мая считаю вредоносными для единства Церкви. Все эти рассуждения о расколе только расшатывают ситуацию и дают пищу не мирному устроению, а постоянному брожению и отвлечению от первостепенного – мира в душе, с которого начинается и устанавливается мир вокруг нас.