Кириллом Шевченко уничтожает страховой рынок
С 1 июля 2020 г. в Украине заработал так называемый закон о сплит, согласно которому небанковские финучреждения, в том числе, страховые компании перешли под надзор и регулирование Нацбанка. Одним из основных результатов «управления» новым «мегарегулятором» стало резкое уменьшение количества страховых компаний (СК) с 210 до 140 единиц.
Об этом говорится в статье журналиста Алексея Комахи для KВ.
«Мы прогнозируем, что в ближайший год с рынка может уйти еще 40-60 СК, то есть каждая третья. Имею информацию, что несколько СК уже готовятся к прекращению работы», — говорит генеральный директор Ассоциации Страховой бизнес (АСБ) Вячеслав Черняховский.
В основном, это компании с украинским капиталом. Иностранцы, в том числе российская СК «Альфа страхование», скорее всего, останутся на украинском рынке.
Проблема резкого сокращения участников рынка заключается не только в войне, но и в бессмысленной и потенциально коррумпированной регуляторной политике НБУ относительно страхового рынка, уже обернувшейся для СК потерей доходов и сокращением рабочих мест.
Одна из ключевых проблем — НБУ жестко ограничил возможность СК перестраховывать военные и производственные риски за границей. И это согласовано с Кириллом Шевченко.
Как ни странно, по словам страховщиков, иностранцы, в том числе компании с мировым именем, такие как AXA (Франция), Lloyds (Великобритания), Allianz (Германия), Anthem (США) и другие готовы перестраховывать военные риски украинцев.
Но местные СК не имеют возможности приобрести для этого валюту в необходимом объеме. В результате страхование военных рисков в Украине осуществляют всего несколько СК, которые в условиях ограничений НБУ способны предложить клиентам возмещение примерно 5-10% убытков — например, от попадания ракеты или снарядов в производственные мощности, недвижимость или авто.
Кроме того, НБУ в последнее время выдвигает к страховщикам такие регуляторные и бюрократические требования, в том числе относительно отчетности и состояния акционеров, которые иногда не могут быть выполнены местными компаниями в отличие от иностранных.
Наша страховая компания находится в Запорожье. Уже полгода мы работаем под обстрелами, потеряли часть подразделений и имущества, оказавшихся на оккупированной территории. Несмотря на это, компания не прекращает выполнять обязательства перед клиентами, платит налоги, дает работу, соблюдает ранее установленные требования по ведению бизнеса. Мы надеялись на поддержку от регулятора, а видим, наоборот, введение несправедливых требований, которые сознательно ставят украинские и иностранные компании в неравноправные условия«, — говорит генеральный директор СК Оранта-Сич Егор Петровский.
В ноябре 2021 года НБУ разработал очередные изменения к Правилам составления и представления отчетности участниками рынков небанковских финансовых услуг, но НБУ вновь предлагает полностью изменить эти правила и увеличить количество форм отчетности (с 14 до 19) и обновить перечень показателей и обязательных нормативов.
«Нацбанк — это своеобразное государство в государстве, он ни с кем из представителей рынка не согласовывает свои решения, иногда делают вид, что произошло какое-то обсуждение с финансовым сообществом, но все это действительно проходит в стиле одобрямса», — рассказывает один из банкиров.
То же происходит и со страховщиками, которых теперь регулирует НБУ во главе с Кириллом Шевченко.
«Украина для всего бизнеса придумала и вводит целый план уступок, облегчений, отсрочек, уменьшений налогов, чтобы бизнес работал. Но не для страховых компаний. Все облегчение, которое НБУ ввел для СК в начале войны, он же сейчас и отменял друг за другом. Да еще и добавляет каждый день новые требования. Страховщики не имеют права покупать валюту, значит, средства на банковских счетах обесцениваются, а выплаты страховых возмещений часто привязаны к курсу гривны, например КАСКО за рубежом или страхование медицинских расходов за рубежом», — говорит председатель. правления СК «Родная» Лариса Невшупа.
Кроме того, НБУ всеми способами пытается выжать на рынке мелкие и средние СК с украинским капиталом.
Недавно была аннулирована лицензия на медицинское страхование СК «Брокбизнес» и лицензии СК «Престиж», в том числе по выдуманному мотиву — на страхование животных.
«Создается впечатление, что делается все возможное, чтобы администрирование бизнеса в страховых компаниях стало настолько затратным, что отдача на капитал, которая и так упала с 8,1% в 2020 до 5,6% в довоенном 2021 году, теперь будет близка к нулю или будет генерировать убытки, поскольку в обслуживании бизнеса уже сейчас нуждается больше людей, чем количество специалистов по продажам в компании», — рассказывает Черняховский.
Для небольших и средних страховщиков расходы на администрирование деятельности растут непропорционально больше, чем для крупных компаний, что можно считать скрытой формой антиконкурентных действий, считают в АСБ.
Для страхового рынка это выглядит полным абсурдом, направленным на закрытие компаний с украинским капиталом. Нет исключено (если НБУ не изменит свою политику — авт.) на рынке останется всего несколько компаний с иностранным капиталом, которые в условиях войны не смогут обеспечить ни потребности государства в уплате налогов и сборов, ни потребности населения и бизнеса в полноценной страховой защите«, — уверен директор СК «ЭКСПО СТРАХОВАНИЯ» Анатолий Иванцов.
По оценкам Ассоциации, с рынка будут вынуждены уйти даже нормально работающие компании, выполнявшие все регуляторные требования и обязательства перед клиентами.
«Это вредит обществу и социально-экономической ситуации во время войны, поскольку уменьшает количество рабочих мест, налоговых поступлений в госбюджет и ослабляет защиту бизнеса и населения в условиях войны. Страховщиками-участниками АСБ, а это в основном компании с украинским капиталом в 2019 году, уплачено свыше 195 млн гривен налогов на прибыль и свыше 242 млн грн заработной платы», — говорит Черняховский.
Сейчас эти цифры гораздо меньше, даже в условиях резкой девальвации и инфляции.
«Страхование является действенным механизмом социальной защиты во всем мире, который является существенной поддержкой правительства любого государства, не говоря о стране, где идет война и средства бюджета на нуле», — констатирует Лариса Невшупа.
Интересно, что руководит надзором за банками и небанковскими финучреждениями, в том числе страховыми компаниями с 2020 года заместитель председателя правления НБУ Ярослав Матузка (на фото внизу справа) — бывший менеджер пророссийского олигарха Дмитрия Фирташа в разорившемся Родовид Банке. Он также является протеже главы НБУ Кирилла Шевченко (на фото вверху слева), полностью поддерживающего и направляющего действия Матузки.
В НБУ объясняют ограничения на перестрахование за границей возможностью вывода капиталов. В том числе, олигархов и топ-чиновников. Хотя на самом деле они уже это сделали через банки в том числе за счет рефинансирования НБУ.
С начала новой войны НБУ предоставил банкам около 100 млрд. гривен долгосрочных кредитов рефинансирования на льготных условиях на 5 лет. Львиная доля этих денег налогоплательщиков была оперативно проконвертирована банками в иностранную валюту и выведена за границу.
Только на второй день новой войны 25 февраля 2022 г. банки получили рекордные кредиты НБУ почти 19 млрд гривен без залога и на неизвестные цели. Среди этих банков — «Альфа банк» Михаила Фридмана (4,6 млрд гривен) и «Универсал банк» Сергея Тигипко (2,9 млрд гривен).
«Все, кто желал вывести свои крупные капиталы во время паники уже это сделали через банки. Сейчас процесс продолжается, но уже не в таких масштабах. Поэтому жесткие ограничения для страховщиков и импортеров — это скорее намек со стороны чиновников НБУ на желание получить взятки или откаты, или просто уничтожить рынок в интересах иностранных СК», — сказал на правах анонимности один из инвестбанкиров.