Уголь для «Центрэнерго»: остановка обогатительных фабрик и тайные переговоры с Герусом
Поставки угля для ПАО «Центрэнерго», коррупционную составляющую которых неоднократно поднимали и поднимают в СМИ, имели под собой масштабную работу главы энергетического комитета Верховной Рады Андрея Геруса. Об этом можно судить из последнего конфликта между политиком и бизнесменом Виталием Кропачевым.
Владелец «Укрдонинвеста» Кропачев, который при экс-президенте Петре Порошенко, получил значительный контроль над угольной сферой страны, предоставил заключение о прохождении теста на детекторе лжи, подтвердив, что летом 2019 года народный депутат Андрей Герус приходил к нему «договариваться» о «Краснолиманской» и тянул время.
Заключение о прохождении теста на полиграфе у Кропачева предоставили сайту «Олигарх». Герус от лица Коломойского якобы приезжал к нему договариваться о поставках угля на «Центрэнерго», и летом прошлого года просил не останавливать работу трех обогатительных фабрик Кропачева: ЦОФ «Мирноградская», ЦОФ «Украина» и ЦОФ «Россия». Как раз тогда в угольную сферу снова заходил новый «смотрящий» Виталий Беляков.
Сам владелец «Укрдонинвеста» уверял, что его свел с нардепом один общий знакомый, но имени его не назвал. Информацию о посреднике подтвердил и Герус.
К «Центрэнерго» Кропачев присматривался очень давно, в период правления Петра Порошенко при содействии Игоря Кононенко он фактически подмял под себя угольную отрасль и являлся по факту миноритарным собственником «Центрэнерго», подмяв под себя сферу обогащения угля и при помощи своего ООО «Краснолиманское» став посредником в поставках угля с шахты «Краснолиманская» на предприятие. Параллельно Кропачев заменял государственных поставщиков своими — ГП «Госуглепостав» он заменил, примеру, на свое ООО «Шахтерсктранс»
Виталий Кропачев
Но в 2019 году Кропачев резко утратил положение: сначала, по некоторым данным, еще зимой 2019 года, поругался с Игорем Кононенко, как утверждают СМИ, из-за партийных «взносов» в грядущую избирательную кампанию, а после победы Зеленского и его партии над ним, Порошенко и Кононенко еще и нависли уголовные дела, а энергетическую отрасль начал подминать под себя Игорь Коломойский.
Прежде всего это отразилось на схеме Кропачева по захвату «Центрэнерго» — приватизировать его из-за ФГИУ он так и не успел, и как раз судился за допуск к торгам и повторное проведение аукциона, а на госпредприятие тем временем зашла уже администрация Игоря Коломойского, что сразу вылилось в отказ платить Кропачеву за уголь. Бизнесмена не раз обвиняли в поставках на предприятие угля, смешанного с производственными отходами, а его предприятия ООО «Укруглетрейдинг» и ООО «Шахтерсктранс» при этом успели поставить на «Центрэнерго» угля на 170 млн гривен через фиктивные предприятия и по завышенной стоимости.
В этих условиях для борьбы за угольную сферу Кропачев задействовал монопольное положение на рынке обогащения угля и пригрозил остановкой своих обогатительных фабрик, рассчитывая парализовать отрасль и обеспечить контроль над «Центрэнерго». Именно в связи с этим Герус и пытался договариваться с Кропачевым не прекращать поставки и обещал, как он говорит, покрыть все долги, если поставки продолжатся в течение двух недель.
Кропачев, как он утверждает, не согласился и таки в середине 2019 года закрыл свои ЦОФ, действительно парализовав украинскую угольную отрасль, которая, по словам самих угольщиков, от такого удара уже может не восстановиться. Но энергетического коллапса, на который он рассчитывал, не произошло и с ПАО «Центрэнерго» выгнать людей Коломойского тоже не получилось — по факту, Кропачев даже усилил его позиции.
Дело в том, что при реализации всего этого он рассчитывал на своего бывшего партнера по бизнесу на шахте «Краснолиманская» Сергея Кузяру, с которым он сотрудничал после того, как отобрал ООО «Краснолиманское» у Игоря Гумкенюка и его бизнес-партнеров. Сергей Кузяра должен был от этой сделки получить возможность продолжать поставлять в Украину уголь из России и непризнанных Л/ДНР, а Кропачев — контроль над угольной сферой и «Центрэнерго». Переговоры с Герусом и людьми Коломойского, по некоторым данным, вел как раз Кузяра и именно благодаря ему закрытие ЦОФ Кропачева не возымело ожидаемого им эффекта.
Уже в августе прошлого года на «Центрэнерго» подписали договор на поставку угля из России на 400 млн гривен с ООО «Нафта Форс», связанным с Коломойским. Кроме того, с подачи Геруса Коломойский начал поставлять в Украину также российскую и белорусскую электроэнергию, что существенно снизило потребность в угле в принципе.
При этом фирма отгружала на «Центрэнерго» уголь по 3,2 тыс. гривен за тонну, что вдвое больше тогдашней рыночной цены. Ну а пока налаживалась схема поставок угля из России, Герус, судя по всему, тянул время и просил Кропачнва продолжить поставки угла, обещая через две недели рассчитаться со всеми долгами и даже, по некоторым данным, вернуть контроль над «Центрэнерго». А спустя две недели начались поставки российского угля.
Именно Кузяра и был тем посредником, который встречался и с Герусом, и с Кропачевым. Что рассказывал одному и что передавал другому останется только на его совести, т.к. лично нардеп и бизнесмен вряд ли встречались, но результат оказался очевиден.
Не помог Кропачеву и секретарь СНБО Александр Данилюк, на которого тот тоже рассчитывал — в сентябре Зеленский уволил Данилюка, а Кропачев потерял своего симпатика в СНБО и утратил какие-либо шансы заблокировать российские поставки.
На данный момент он все еще пытается влиять на судьбу «Центрэнерго» — в суде рассматривается и его иск о взыскании с предприятия 1,44 млрд гривен в пользу его компании «Укрдонинвест», и, если суд встанет на его строну, позиции Кропачева за счет долга при приватизации «Центрэнерго» существенно усилятся. К тому же, самая богатая залежами в Украине шахта «Краснолиманская», а вернее как раз ее угольные пласты до сих пор принадлежат Кропачеву, а он тем временем пытается нарастить долги шахты перед своей структурой.
Интересно, что сам Герус называется бизнесмена аферистом, но пояснять в деталях ситуацию отказывается. Более того, сам президент Владимир Зеленский, который в феврале обещал разобраться с деятельностью Кропачева, до сих пор никаких действий не предпринял.