Глава государства в интервью украинским телеканалам рассказал о возможности введения жесткого карантина, обеспечении медиков и украинской вакцине
Сегодня медицинская система Украины может выдержать около 15 тыс. новых инфицированных COVID-19 в сутки, хотя еще недавно критическим было ежедневное количество примерно 9,5 тыс. больных. Происходит активное переоборудование больниц и обеспечение медиков. Но этот ресурс не бесконечен, поэтому граждане должны соблюдать карантин. Об этом рассказал Президент Украины Владимир Зеленский в интервью «Осень-2020: победы и вызовы» четырем украинским телеканалам.
Глава государства отметил, что жесткий локдаун полностью остановит экономику Украины, и сейчас его введение нецелесообразно.
По словам Президента, оценка количества ежедневных заражений, при которой государство будет вынуждено прибегнуть к жестким карантинным мероприятиям, меняется в зависимости от готовности медицинских учреждений.
«Месяц назад мы считали, что при 9,5 тысячах заболевших в день наша медицинская система остановится – не будет хватать коек в инфекционных больницах и медиков... На сегодняшний день министр Степанов прав, что при 15 тысячах мы можем ввести локдаун», – подчеркнул Глава государства.
Он добавил, что одним из определяющих факторов является наличие врачей, которые смогут оказывать помощь больным COVID-19. Их число пытаются увеличить путем перепрофилирования отделений медучреждений и привлечения интернов и студентов. Но этот ресурс не безграничен.
«Мы не можем перепрофилировать всю медицинскую систему Украины под больных COVID-19. Не могут миллионы врачей неожиданно появиться в Украине. Это большая проблема, и именно поэтому мы обращаемся к людям – мы понимаем усталость, но носите, пожалуйста, маски – не только для себя, но и для своего окружения», – отметил Владимир Зеленский.
По убеждению Президента, весной страна не была готова к эпидемии коронавирусной болезни, в частности не было вертикали санитарных врачей, производства индивидуальных средств защиты, аппаратов ИВЛ. Сейчас власти удалось обеспечить население и больницы необходимой защитой, медоборудованием и тест-системами.
На вопрос о нецелевом использовании средств из Фонда борьбы с коронавирусом Президент ответил, что COVID-фонд состоит не из отдельно предоставленных денег, а из средств государственного бюджета, которые ранее выделялись на различные программы, но их реализация была приостановлена из-за эпидемии. Так, по словам Владимира Зеленского, программа «Большое строительство» финансируется благодаря части средств, которые НАК «Нафтогаз Украины» выиграла в Стокгольмском арбитраже у российской компании «Газпром». Программа предусматривает восстановление дорог, по которым, помимо прочего, скорые доставляют пациентов в больницы.
«Никто у COVID-больных деньги не забирал», – подчеркнул Глава государства.
Президент также отметил квалификацию украинских медиков в лечении коронавирусных больных и важность их достаточного денежного обеспечения.
«У нас почти самый низкий в Европе показатель смертности – 1,9% (от числа заболевших. – Ред.) из-за того, что врачи знают, как лечить COVID-больных. Они быстро научились – итальянцы не просто так приглашали наших медиков», – подчеркнул Президент, добавив, что с сентября медицинским работникам увеличили зарплаты.
Владимир Зеленский также считает целесообразным усиление ответственности за несоблюдение карантинных мероприятий. Он добавил, что регулярно проводит совещания, в частности с представителями местной власти, об опасности новой волны эпидемии. И уже начаты уголовные производства против мэров за несоблюдение карантина.
Президент также рассказал, что клинические испытания (пока не на людях) проходит уникальная украинская вакцина от COVID-19. Специалисты работали над препаратом около шести месяцев.
Глава государства отметил, что в Украине еще с советских времен никто не занимался разработкой вакцин. Он добавил, что если вакцина против коронавируса успешно пройдет испытания – он готов испытать ее на себе.
«Но, несмотря на нашу украинскую вакцину, если у кого-то подтвержденная вакцина будет раньше, мы будем закупать в любом случае. Мы не будем ждать нашей, но потом ее тоже добавим. Потому что с COVID мы будем бороться не один год. Вакцина будет работать много лет», – рассказал Президент.