На психоэмоциональное состояние каких людей больше всего повлияла пандемия — рассказывает Александр Бугеда
Как коронавирус повлиял на психоэмоциональное состояние людей — рассказывает Александр Бугеда
Александр Бугеда, психолог и социолог, рассказывает, как эпидемия коронавируса повлияла на психоэмоциональное состояние людей.
В самом начале эпидемии коронавируса, несмотря на шутки о предстоящем зомбиапокалипсисе, большинство людей даже не представляли, с чем нам придётся столкнуться, — рассказывает психолог и социолог Александр Бугеда.
— Конечно, все понимали, что какие-то ограничения придётся вытерпеть, но никто не представлял, какой неотъемлемой частью они могут стать
Вспоминая начало пандемии, Александр Бугеда отмечает большую разницу между тем, как происходила подача информации о карантинных ограничениях тогда, и как происходит сейчас. Та самая «первая волна» сопровождалась по большей части рекомендациями с информацией о мерах защиты от заражения вирусом, хотя, как считает психолог, нужно было больше говорить об ответственности за себя и близких.
Правительство просто ввело жесткие ограничения, абсолютно не подготовив население к этому. Владельцы бизнеса оказались не готовы к предпринятым властью решениям, — говорит Александр Бугеда.
— Населению нормально не объяснили, почему вводят такие ограничения. Власть уходила от каких-либо развернутых объяснений, игнорируя важность налаживания двусторонней коммуникации, чтобы не поднимать волну тревоги у населения. Правильно ли это? Поднялось ли расположение к правительству у населения? Ответ очевиден — нет. Отвечая на вопрос, кого обошёл «удар» по психоэмоциональному состоянию, можно с уверенностью сказать — эпидемия затронула всех
О возникших проблемах и обидах
Кроме того, что карантинные ограничения вводились без каких-либо объяснений, правительство также вводило меры наказания за несоблюдение правил. Меры наказания иногда шли вразрез с законами, поэтому население начало стремительно терять доверие к принятым государством решениям, что нагнетало общую ситуацию.
Стоит только вспомнить, как сложно пришлось владельцам бизнеса, попавшего под карантинные ограничения, — говорит Александр Бугеда.
— Как иногда нелогично и без нормальных объяснений запрещали работу некоторым сферам. Кроме этого, население было оскорблено тем, что крупный бизнес, также попадающий под запреты, продолжал свою деятельность, а правительство, несмотря на очевидные факты, закрывало глаза. И так было во многих странах, какая бы информация не звучала в СМИ
Психолог отмечает, что правительствам многих стран мира следовало бы отслеживать такие ситуации и не закрывать глаза на подобные прецеденты. Александр Бугеда также считает, что такая модель поведения могла оказать положительное влияние на доверие у населения, повышая уровень ответственности, что значительно бы ускорило процесс выхода из эпидемии коронавируса.
Так, многим предпринимателям вынужденно пришлось закрыть свой бизнес, который они, возможно, строили годами. Этого могло бы не случиться, если бы правительства разных стран мира говорили о поддержке, а затем оказывали ее. Это особенно актуально для стран СНГ, — рассказывает психолог Александр Бугеда.
— Стоит ли говорить, в каком психоэмоциональном состоянии находятся эти люди? А каково тем, кто просто потерял работу, имея при этом семьи и прочие ответственности...
Немного о положительном
Несмотря на самые разные прогнозы и попытки людей адаптироваться к обстоятельствам, которые могли меняться чуть ли не каждый день, коронавирус оставил свой неизгладимый отпечаток. Например, как отмечает Александр Бугеда, многие предприниматели пересмотрели работу бизнеса:
Оказывается, что необязательно, чтобы сотрудник находится на рабочем месте. Более того, его продуктивность может быть выше, когда он работает в удаленном режиме. Это, к слову, даже меньше по финансовым затратам. Встречи и совещания можно проводить в онлайн-режиме, используя тот же Zoom или даже Teams. Обучение в школах и университетах тоже не требует просиживания и может приносить больше результатов. Просто в один прекрасный момент случился резкий выход из той самой «зоны комфорта» и оказалось, что мы просто очень долго стояли на месте. Вы даже не представляете, как могут проводиться онлайн-встречи. Особенно, когда в распоряжении имеются AR-гаджеты.
Александр Бугеда отмечает, что использование AR-технологий широко нашло свое применение в обучении. Многие университеты используют их для воссоздания исторических событий, изучения моделей чего-либо или для экскурсий по музеям. В сфере продаж также экспериментируют с AR. «Примерить» новое постельное белье на свою кровать или посмотреть, как будет выглядеть новая мебель в интерьере, теперь можно не выходя из дома. «Прикинуть», как и с чем будут сочетаться новые кеды, можно наведя камеру смартфона на свои ступни.
Чтобы разнообразить совещания или конференции, многие предприятия пришли к VRChat — программе, благодаря которой можно «переместиться» в виртуальный мир.
Собрания могут проходить в абсолютно любых декорациях. Можно как в привычном офисе, так и на космической станции. Кроме этого, разработчики продумали возможность создания собственного персонажа, — рассказывает Александр Бугеда.
Психолог также отметил, что есть все основания полагать, что даже после окончания эпидемии коронавируса многие предприятия и места обучения будут приходить к подобным онлайн-решениям.
Не забывайте и о том, как коронавирус повлиял на моду. Вспомните, как вначале мы не любили эти скучные медицинские маски. Сегодня на выбор представлены самые разнообразные модели, ставшие полноценным аксессуаром, — говорит Александр Бугеда.
А что будет дальше?
Время идёт и люди адаптируются. Адаптируется бизнес, находя новые решения для того, чтобы удержать позиции на рынке. Многие люди нашли себя в новых отраслях, открыли для себя новые возможности. Конечно, негативные последствия были, есть и будут. Но останавливаться и зацикливаться исключительно на плохом не позволят сами обстоятельства. Однозначно, коронавирус перевернул наше уже устоявшееся представление о мире, — подытоживает психолог Александр Бугеда.