Столичный «диджиталилатор» Юрий Назаров: украсть миллионы и остров посреди Днепра и выйти сухим из воды
23 июня Днепровский райсуд Киева провел заседание по делу присвоения средств на закупки комплекса диспетчерского обслуживания и управления лифтовым оборудованием киевских домов, которое в 2018 году проводило КП «Главный информационно-вычислительный центр» (ГИВЦ).
Материалов дела в Едином государственном реестре судебных решений еще нет, впрочем, с внесением их туда зачастую судебные служащие не спешат, так что обвинять суд в сокрытии материалов пока не стоит.
Удивительно уже хотя бы то, что судебное заседание состоялось после годичного перерыва – последнее было еще 12 июня 2020 года:
А первое судебное заседание в рамках расследования уголовного дела № 42018110000000355, возбужденного по статье 191 УК еще 11 октября 2018 года, состоялось 26 декабря 2019 года. Из него можно понять, что «Наприкінці 2017 року, за невстановлених органом досудового розслідування обставин, у директора КП «ГІОЦ» ОСОБА_1 та директора ТОВ «УКРАЇНСЬКІ БІЗНЕС КОМУНІКАЦІЇ» ОСОБА_2 виник злочинний умисел, направлений на заволодіння чужим майном на користь ТОВ «Українські Бізнес Комунікації», а саме бюджетними коштами в особливо великих розмірах, які виділяються з міського бюджету для створення комплексу «Оперативно-диспетчерське обслуговування житлового фонду та систем керування, контролю і забезпечення безпеки ліфтового обладнання».
Впрочем, о самом уголовном деле писали неоднократно. Стоит лишь напомнить, что «Особа 1» - это Виталий Козубский, «Особа 2» - Егор Бургомистренко, а, если вы не обратили внимание, то руководил директором КП «ГИВЦ» (Главный информационно-вычислительный центр) директор Департамента информационно-коммуникационных технологий Киевской городской государственной администрации Юрий Назаров, поскольку ГИВЦ являлся на тот момент структурным подразделением этого Депратамента.
А речь идет о сумме в почти 60 миллионов гривен. Сколько собирались из нее украсть и в итоге украли – пока достоверно неизвестно, но, даже если скромные десять процентов (а в реалиях современной Украины воруют гораздо больше), то это составляет шесть миллионов. Впрочем, будем надеяться, что суд таки точно определит сумму украденного и сколько из нее досталось Назарову, который, по сути, и возглавлял всю схему. Тем более, что суд внезапно активизировался после годичного перерыва. Кстати, в связи с расследованием этого уголовного дела в ходе обысков у Назарова выяснилось, что скромный государственный чиновник захватил целый киевский остров.
Речь идет об острове Долобецком посреди Днепра (возле Гидропарка, в Русановском проливе), на котором, несмотря на запрет на строительство и выделение земли, Назаров возвел себе дом:
Дом построен на землях коммунальной собственности, что не помешало Юрию Назарову поставить ограду и вооруженную охрану. Кроме того, на том же острове Юрий Леонидович имеет «плот», как он пишет в декларации. Но посмотрите сами на этот «плот»:
Впрочем, при доходах и схемах Юрия Назарова это неудивительно. Прославился он не только причастностью к краже на лифтах, которая расследуется уже почти четыре года.
Более известен Назаров своей причастностью к разработке проекта «KiyvSmartCity», который часто доставляет киевлянам немало неприятных минут, когда е-билеты внезапно дают сбой и люди не могут пройти в метро.
Это особенно «доставляет», если вспомнить, что е-билет стоил городу 504 миллиона гривен.
Кроме того, столько же было потрачено на установку систем видеонаблюдения в общеобразовательных и дошкольных учебных заведениях столицы, но как утверждал тогдашний секретарь комиссии Киевсовета по вопросам соблюдения законности, правопорядка и противодействия коррупции Андрей Осадчук, «использованы эти деньги крайне неэффективно».
Кстати, если уж зашла речь о программе «KiyvSmartCity», то первым ее проектом, воплощенным в жизнь Юрием Назаровым, стал «Открытый бюджет». Он использовал программное обеспечение SAP. Как утверждал Назаров, совершенно бесплатно – якобы за это платило Германское общество по международному сотрудничеству GIZ. Но вскоре в GIZ заявили, что ничего никому не финансируют и не собираются. А ООО «SAP Украина» 1 ноября 2016 года официально запретило дальнейшее пользование демо-версией SAP без приобретения лицензии на программное обеспечение. Но на судьбу Назарова это никак не повлияло.
Скорее всего, дело было в нескольких вещах. Во-первых, в связях Назарова – ни для кого не являлось секретом, что во время воплощения в жизнь программы «KiyvSmartCity» Юрий Назаров женился на ее сокоординаторе Ярославе Бойко, которая является дочерью главы ОПЗЖ народного депутата Украины Юрия Бойко:
Встретились Юрий и Ярослава на работе – дело в том, что в 2015 году Юрий Бойко купил у Виталия Кличко для своей дочери Департамент информационно коммуникационных технологий КГГА. А поскольку последняя не разбиралась в том, что должна была возглавлять, то на помощь ей отрядили человека, который давно обслуживал семью Януковича – Юрий Назаров в свое время работал работал исполнительным директором в ООО «Коним групп». Последняя отметилась тем, что продавала лицензии и услуги технической поддержки государственным предприятиям с накруткой в 300%. После бегства Януковича последовали уголовные дела и выяснилось, что ущерб государства оценивается в 760 миллионов гривен.
Но вскоре после женитьбы также оказалось, что дело об этой стороне деятельности Юрия Назарова, которое расследовала СБУ, почему-то развалилось.
Правда, почему-то тесть не прикрыл Назарова от другого уголовного дела, которое расследует также СБУ - № 42019000000002283, открытое 29 октября 2019 года по факту растраты бюджетных средств в сумме 500 миллионов (какая-то фатальная для Назарова цифра), которое коммунальное предприятие «Информатика», входившее в структуру возглавляемого Назаровым Департамента, потратило на покупку у ООО «Основы безопасности» 180 камер видеонаблюдения. Которые оказались нерабочими.
Судя по данным реестра судебных решений, дело в находится в активной стадии. Последнее решение датировано 12 июня сего года, в нем отказывают адвокату одного из фигурантов относительно возврата изъятого при обыске компьютера:
Еще одним фактором, почему Юрий Назаров столь удачно избегает тюрьмы и нагло захватывает заповедные коммунальные земли, есть причастность ко всем этим схемам Виталия Кличка, который, как глава города, отвечает за деятельность коммунальных предприятий столицы. И за назначение их руководителей. И за назначение Назарова на должность руководителя Департамента информационно-коммуникационных технологий, на котором тот продержался пять лет и успел воплотить в жизнь большинство из сорока программ проекта ««KiyvSmartCity». Каждая из которых сопровождалась скандалом в связи в завышением цен, некачественным выполнением работ и банальным воровством бюджетных денег.
На мысль о том, что деньги воровались немалые, наводит анализ деклараций супругов Назаровых, которые вместе воплощали в жизнь этот проект.
Так, в 2019-2020 года у них появились объекты в Киеве площадью 63 и 41 метр стоимостью два и миллион гривен соответственно. Что за объекты – непонятно:
Две квартиры в Киеве: площадью в 170 метров за 11 045 410 гривен и площадью в 100 метров за 9 869 483гривен:
И, судя по площади в 17 метров, паркоместо за 659 710 гривен.
Вырос также автопарк:
Большинство из приобретенного имущества оформлено на супругу, Назарову Ярославу Юрьевну. И, пожалуй, отнюдь не зря – во всех уголовных делах, в том числе и в тех, которые мы упоминали, фигурирует только Юрий Леонидович. Так что в случае конфискации имущества – а статьи, которые ему инкриминируют, предусматривают такую санкцию, все нажитое непосильным трудом не пострадает.
Правда, почему-то никого не смущает, что уровень доходов ни мужа, ни жены отнюдь не дает понимания, откуда же взялись такие деньги на все эти покупки (только квартиры стоили 20 миллионов) – заработок семьи в прошлом году составил 308 634 гривны.
Да еще Назаровы умудряются из этих денег немного отложить – на черный день у них припрятано 2 054 433 гривны, 80 153 евро и 370 000 долларов:
Почти все – наличными (кто-то себе представляет чемодан с двумя миллионами гривен? Или 370 тысяч долларов?). И, конечно, львиная доля принадлежит Ярославе Юрьевне. А Юрий Леонидович как женился с 20 тысячами долларов, так и остался – Назаров показывает эти неразменные двадцать тысяч во всех декларациях, начиная с самой первой, поданной еще в 2015 году. Возникает резонный вопрос – а на что он живет? Этот вопрос должен был бы заинтересовать и компетентные органы, ибо на декларации государственного чиновника Юрия Назарова есть следующая отметка:
Но – не интересует. Или мы ошибаемся и активизация судебных заседаний в уголовном деле, которое расследуется вот уже три года, тому подтверждение?